Одноименный предшественник нынешнего MINI Cooper три года назад всего за пару дней езды по Москве довел мои ягодицы и позвоночник почти до обезьяньего состояния. То ли машина оказалась не для этого города, то ли город не для нее…
После возрождения в 2001 году компанией BMW культовой британской марки в Россию пришло второе поколение семейства MINI. Из того же, как и прежде, состава: One, Cooper и Cooper-S. Для сегодняшнего диалога выбран середнячок Cooper. Голос нового 120-сильного 1,6-литрового мотора, выпущенного на заводе BMW, «Hams Hall» (Великобритания), как показалось, оптимален для паритетной беседы как в мегаполисе, так и на трассе.
— I want to tell you, — блеснул дискографией The Beatles Cooper, — что кому бы ни принадлежали заводы, MINI все равно будет нести оксфордский дух и стиль. Посмотри на сэра Лужкова! Какие бы ни были веяния — кепку на картуз не меняет, дома и дороги — как строил, так и строит, и вообще активно претворяет в жизнь поэтическую строку «Дорогая моя столица»!
— Да уж куда дороже, — усмехнулся я, поглядывая то на небоскребы Москва-сити, то на ладный интерьер Cooper, — сам-то взгляни на себя со стороны! Был любимой машиной скромного студенчества, а кем стал? В премиум-класс выбился?
— Во-первых, студент уже не тот, а во вторых, не я виноват в смене имиджа. Когда сильные мира сего делают на тебя ставку, позволив сохранить имя и лицо, а вдобавок поднять престиж марки, глупо отказываться. Ну а все остальное, включая цену, — издержки. Или лучше было патриотично прозвенеть старым мотором «can’t buy me love» и разделить незавидную судьбу Rover? — надулся сияющими боками MINI.
— А как быть тем, кто не может позволить себе столь совершенный компакт? — возразил я.
— Давай говорить честно! — В лучах заходящего солнца черно-желтый салон Cooper холодно заблестел полумесяцами хромированных дверных ручек. — Я — уникум, ноутбук на колесах. Но есть и недорогие автомобили малого класса. Правда, в вашей стране даже они непомерно накладны. Власти не хотят понять, что такая машина давно возымела статус дорогой или не очень, но необходимой персональной вещи. А у вас «персоналка» — лимузин с водителем! «We are living in yellow submarine…» — сочно пропел настроенным выпуском лимонный Cooper, встрепенувшись после запуска мотора кнопкой «Start».
— Есть в тебе нечто от подводной лодки, — согласился я, — только вот насчет жизни забудь. Большее время будем существовать в «пробках», равно как и остальные водители. Иной способ моторизованного наземного движения в Москве доступен лишь «мигалки» имущим, и то не всегда.
К счастью, Cooper оказался с 6-ступенчатым «автоматом», демонстрировавшим явное превосходство АКП над вариатором CVT — далеко не всем полюбившейся фишкой MINI прошлого поколения: тише, динамичнее, разгон естественней. Но вскоре все эти качества оказались бесполезными перед чудовищно вытянутым лицом «пробки».
— А как же призыв сэра Лужкова пересаживаться на маленькие автомобили, который был сделан еще три года назад, и обещанные бонусы для таких владельцев?
— Ну насмешил! Это у вас принято поощрять разумных граждан фунтом стерлингов, а в России — в основном фунтом лиха. Так что в 2008 году ждем очередного повышения ставок дорожного налога в Москве. Причем он как взимался с мощности двигателя, так и будет взиматься. То есть владелец 100-сильного китайского тяжеловесного пикапа, продавливающего асфальт, заплатит меньше, чем владелец легкого, но 120-сильного MINI и его собратьев. Где логика, непонятно!
И вообще, любая декларация власти, пока не появится на бумаге с подписью и печатью (и то это не гарантия), легко может из белой превратиться в черную.
— Я, между прочим, тоже так умею, только в цвете! Подергай тумблер над зеркалом, — предложил MINI, оказавшись в тоннеле.
Действительно, пощелкав рычажком, обнаружил пять вариантов декоративной подсветки салона, включая места, в которых расположены шесть подушек безопасности.
— Хамелеон ты, малый, а значит, должен прижиться у нас, — пошутил я, — только вот с предшественником твоим незадача вышла... Пока российское отделение BMW делало все, чтобы позиционировать семейство Cooper как автомобиль для модной и спортивной молодежи, его шведское представительство продекларировало MINI как авто для сексуальных меньшинств! Сам понимаешь, с такой репутацией у нас в России особо не разъездишься…
Увы, надуманные оценки вредят не только людям, но и автомобилям! Cooper оказался серьезной машиной, собранность и управляемость которой можно было ставить в пример автомобилям более высокого класса. Он словно читал мои мысли о том, как должен ехать такой автомобиль, безошибочно реализуя их в движении.
— Да, теперь я, кажется, понял, почему ваш мэр не снизил ставки дорожного налога для маленьких автомобилей. Это все геи виноваты. Почто брата Миньку опустили? — автомобиль прослезился мощными струями на лобовое стекло и на новые, встроенные теперь в кузов биксеноновые фары с интегрированными указателями поворотов…
— Заканчивай истерику! — MINI сбросил обороты, понижая передачи, и без каких-либо виляний четко повиновался нажатию на педаль тормоза. — Терпимость — залог мира в нашем доме! Автомобиль-то здесь при чем? Пока еще им управляют при помощи рук и ног, хотя сомнения иногда возникают. Так что дело, похоже, не в бескомпромиссности Юрия Михайловича…
— Тогда в чем? — неподдельно удивился Cooper, напористо рванув с самых низов на загородной трассе.
— Как ни грустно, но позиция власти такова: если ты нашел деньги на автомобиль (любой), то изыщешь деньги на налоги, как бы дорого они ни обходились.
И чем больше они будут, тем лучше для бюджета! В итоге проблема забитых донельзя дорог решается, несмотря на вроде как здоровые национальные традиции, сам видишь через что…
— ??? — от неожиданности попытался вильнуть на вираже обрубленным хвостом Cooper, но стабилизатор ASC пресек попытку.
— Я имел в виду всего лишь то, что «прямые кишки» прорытых тоннелей да новые развязки — сиюминутное решение проблемы. Законы надо менять. И глобально. А до тех пор, пока чиновники не поездят сами за рулем, а не за тонированными стеклами задних рядов представительских авто, скрывая праведные очи, они будут соотноситься с реальной жизнью так же, как MINI Cooper c деревней Минино, а мэр столицы — с поселком Лужки...
НАША СПРАВКА
Бюджет Москвы на 2008 год составит примерно $23 млрд. Сумма, выделенная в 2007 году из казны эмирата Дубай с населением 1,3 миллиона человек лишь на строительство дорог и транспортной системы, — $12 млрд.