1617

China forever

Предположить, что русский рынок (в том числе и его автомобильный сегмент) станет одним из самых перспективных, не смог никто из зарубежных бизнесменов.
Поделиться

Предположить, что русский рынок (в том числе и его автомобильный сегмент) станет одним из самых перспективных, не смог никто из зарубежных бизнесменов.

Россия настолько запугала Запад, что упавший «железный занавес» почти не возбудил интереса к нашей стране у нормальных людей, и, как и во времена Петра I, осваивать руины СССР отправились либо авантюристы, либо чрезвычайно смелые люди.

Были на этом фоне и такие блистательные примеры, как использование бывших русских, когда, например, грузовое подразделение французской «Renault» направило к нам своим генеральным представителем потомка белоэмигрантов Поля Литвиненко.

Зато в большинстве своем зарубежные компании верили и верят в Азию, и особенно в Китай. Причем покорять Поднебесную капиталисты начали задолго до начала реставрации капитализма в России. Когда в Китай отправились первопроходцы с Запада, и мы, и КНР все еще угрюмо строили светлое будущее для пролетариата.

Но с точки зрения заграницы мы были безнадежны, а китайцы — как раз наоборот. От Китая веяло перспективой. И поэтому немецкий «Volkswagen» взял да и открыл в 1985 году совместное предприятие по производству очень неплохого автомобиля Passat (В2), который благополучно выпускается до сих пор, хотя уже под именем Santana. Со временем немцы добавили массу других более интересных и новых машин, часть из которых все еще Volkswagen, а часть уже Audi. Имея привычку присматривать за немецкими успехами, французы, выдержав паузу в семь лет, тоже построили завод в Китае и с тех пор выпускают Citroёn, а чуть позже взялись и за Peugeot. И сегодня в Китае обжились уже 22 всемирно известных зарубежных бренда, выпускающих автомобили под своими именами. Они открыли совместные предприятия, построили заводы и строят автомобили под своим присмотром. Еще несколько всемирно известных фирм с отменной репутацией отправились по более рискованному пути, продав китайцам патенты, и теперь с особым трепетом наблюдают за результатом.

А некоторые пошли еще дальше и просто перевели в Китай производство.

Все вместе это говорит об очень важной тенденции. Дело в том, что производство автомобилей именно в Китае — это и есть будущее мирового автопрома. У себя дома, особенно в сытой Европе, подобное удовольствие с каждым годом обходится все дороже и сложней. Чтобы шведский рабочий своими руками завернул гайку, ему нужно заплатить огромную зарплату, застраховать на огромную сумму, обеспечить 8-часовой рабочий день, отличную еду в роскошном ресторане, который мы с вами по старинке называем рабочей столовой, а затем наградить пенсией, позволяющей остаток жизни проводить в долгих и дорогих путешествиях. Китайский рабочий, да еще в неотапливаемом цеху, без социальной защиты, без опеки профсоюза, без ресторана и особых шансов на пенсию, обходится на несколько порядков дешевле. И, понимая это, европейцы, а вслед за ними американцы и корейцы, стали подбираться к Китаю и для начала открывать совместные предприятия. Это была разведка и первый этап. Второй этап — полного перевода производства — уже начался. Третий этап — всеобщий перевод производств в Китай — станет последним. Причем даже англичане, несмотря на снобизм, торгующие своим историческим наследием и невероятно громкими именами на всех углах Европы, тоже оказались в русле этой тенденции. Может быть, они и не хотели, но завода «Rover» в Англии уже нет, он стоит на китайской земле. А в результате этого всеобщего грандиозного процесса произойдет всемирное разделение труда. Европа станет изобретать, Азия — производить. И Китай тут среди первых. Хотя и Таиланд, и Малайзия в стороне не останутся.

Мы обычно утешаем себя тем, что у России особый путь. Но в данном случае он вполне обычный, такой же, как у Аргентины или Турции. На нашей территории будут строиться заводы, выпускающие автомобили для нас, а иногда и на экспорт. Но поскольку нас до сих пор боятся и по-прежнему не доверяют, такого масштабного притока капитала и технологий, как в Китае, стране не достанется. Еще какое-то не очень продолжительное время мы будем одним из самых перспективных рынков, потом станем просто одной из многих производственных площадок и будем в этом состоянии пребывать десятилетия. А вот Азия (и особенно Китай) продолжит развиваться и преуспевать. И не только в автомобилестроении.

НАША СПРАВКА

Первая волна масштабной автомобилизации Китая напоминала воодушевленное строительство доменных печей в каждом дворе в попытке перегнать развитые страны по выплавке металла. На неконтролируемом просторе Китая из ниоткуда возникло более 300 (!) автомобильных заводов. Но сделанное ими на автомобили было похоже только издалека. Коммунистическая партия традиционно железной рукой навела порядок, закрыв некачественные производства, и на сегодня в Китае в живых осталось всего 110 заводов, выпускающих автомобили.

В Китае под своим именем выпускают автомобили Audi, BMW, Buick, Cadillac, Chevrolet, Citroёn, FIAT, Ford, Honda, Hyundai, Isuzu, Iveco, Jeep, Kia, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Suzuki, Toyota, Volkswagen.