АДВОКАТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает
адвокат
Алексей РЕУТ.
ПРИДЕТСЯ СУДИТЬСЯ
Мой автомобиль очень сильно пострадал в ДТП. Приехавшие оформлять аварию сотрудники ГИБДД не смогли на месте определить, кто прав, кто виноват. Сотрудники группы разбора тоже не смогли разобраться в том, кто откуда ехал и кто что нарушил (мои показания и показания оппонента противоречат друг другу). Тогда, не мудрствуя лукаво, гаишники сказали, что мы оба виновны в дорожном инциденте. Страховая компания второго участника аварии отказала мне в возмещении ущерба, в то время как мой страховщик выплатил оппоненту положенные деньги. Есть ли у меня шанс выиграть дело в суде? Денис ЛАПТЕВ
— Поскольку показания участников аварии противоречили друг другу, сотрудникам ГИБДД ничего не оставалось, как вынести решение об их обоюдной вине в ДТП. При таком «вердикте» инспекторов страховые компании должны выплачивать деньги каждому из участников аварии. Но суммы не полные (обычно они компенсируют по 50 процентов от общей стоимости ущерба). Почему страховщик вашего оппонента отказался выплачивать причитающееся — сказать не берусь, но в любом случае эти деньги вы можете потребовать через суд.
Однако если в ходе судебных разбирательств выяснится, что вина ни одного из участников ДТП не установлена, то в иске вам скорее всего откажут. Связано это с требованием Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае причинения вреда в результате взаимодействия источников повышенной опасности (в данном случае автомобилей) ущерб возмещается только при наличии вины. Поскольку вины нет, то и возмещать ущерб никто не должен.
Но если суд согласится с мнением ГИБДД и решит, что вина обоюдная, то страховая компания вашего оппонента обязана будет выплатить сумму, которую, к слову сказать, определит суд.
БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ
В середине лета попал в аварию. Виновным себя в происшествии не считаю. Через неделю после ДТП уехал на несколько месяцев в командировку, а когда вернулся, то обнаружил в почтовом ящике копию решения суда, где было сказано, что я признан виновником ДТП и мне необходимо компенсировать причиненный ущерб моему оппоненту. Суд почему-то рассмотрел дело в мое отсутствие, мотивируя это тем, что я отказался получить повестку. Но на самом деле я ни от чего не отказывался, меня банально не было в городе. Можно ли как-то оспорить подобное решение суда? Филипп ЕГОРЧЕНКО
— В случае неявки на судебное заседание ответчика, в качестве которого вы и проходили по делу, служитель Фемиды вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства или, проще говоря, в ваше отсутствие.
Правда, надо оговориться, что это возможно лишь в том случае, если вы были надлежащим образом извещены о месте, дате и времени рассмотрения дела или же не сообщили суду об уважительных причинах неявки на разбирательство.
Вы утверждаете, что повестку в суд не получали, поскольку находились в командировке.
В свою очередь, почтальон, которому было поручено передать извещение вам в руки, не застав вас дома, видимо, решил пойти по пути наименьшего сопротивления и сделал отметку о вашем отказе в получении. А согласно статье 117 Гражданского процессуального кодекса РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Поэтому судье для вынесения заочного решения было вполне достаточно бумаги с подобной отметкой.
Как быть в сложившейся ситуации? В течение семи дней со дня вручения копии решения вы вправе обратиться в суд, который принял заочное решение, с заявлением о его отмене. При рассмотрении вашего заявления решение суда подлежит отмене, если будет установлено, что ваша неявка вызвана уважительными причинами, о которых вы не имели возможности своевременно сообщить суду. Документов, подтверждающих ваше нахождение в командировке в период рассмотрения дела, будет достаточно.
СПЕЦИАЛИСТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает старший эксперт «Российского федерального центра судебной экспертизы» при Минюсте РФ Игорь КУЧЕНИН.
ПРОВЕРОК МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Купил месяц назад китайский автомобиль, но ездить на нем не могу: машина с первых же километров стала буквально рассыпаться. Обратился к продавцу с требованием вернуть деньги, но мне сказали, что сперва необходимо на их сервисной станции получить соответствующее заключение. Загнал машину к сервисменам, которые пришли к выводу, что все поломки вызваны нарушением правил эксплуатации авто. Но я уверен, что это не соответствует действительности, и хочу провести независимую экспертизу. Скажите, сколько это будет стоить и можно ли сразу обратиться в ваш центр, чтобы потом по решению суда не проводить экспертизу в третий раз?
Иван ЕГОРОВ
— В пункте 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» сказано, что «при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель)… обязан провести экспертизу товара за свой счет». Если сервисная станция (СТО), проведя проверку качества автомобиля, выдала вам заключение, что все поломки вызваны нарушением правил эксплуатации автомобиля, и вы с этим не согласны, то по вашему требованию (желательно письменному) продавец обязан провести независимую автотехническую экспертизу с целью определения качества изготовления автомобиля.
Если продавец данную экспертизу отказывается проводить либо с ее выводами не согласен автовладелец, то для получения объективной информации о причинах поломки автомобиля (производственного или эксплуатационного недостатка) и качестве его изготовления, а также для установления судебной перспективы по вашему делу вы можете провести досудебную автотехническую экспертизу.
В ГУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы» при Минюсте России проводятся как судебные автотехнические экспертизы (по уголовным, арбитражным, гражданским делам), так и досудебные исследования автомобиля. Стоимость подобных исследований и экспертиз определяется в зависимости от их сложности, количества вопросов и необходимости подключения экспертов разных специальностей (например металловеда).
С досудебным исследованием вы имеете право обратиться в суд, где его могут принять одним из доказательств по делу. Судебную экспертизу суд может назначить, если представленного исследования окажется недостаточно для вынесения решения или другая сторона по делу (ответчик) выдвинет аргументированные ходатайства по ее назначению.
ДИЛЕР
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель отдела развития сервиса «Группы компаний «Автомир» Владимир СОКОЛ.
И ВСЕ-ТАКИ АНТИКОР!
Бытует мнение, что новые автомобили не требуют дополнительной антикоррозионной обработки, поскольку их кузова и без того хорошо защищены от коррозии. Так ли это? Иван ГУРСКИЙ
— Практически все мировые автопроизводители серьезно относятся к вопросу коррозионной стойкости выпускаемых автомобилей. Жесткая конкуренция, борьба за новые рынки сбыта (зачастую с неблагоприятными климатическими условиями) играют нам, потребителям, на руку. Конструктивные и технологические решения, еще совсем недавно считавшиеся изысками (алюминиевые кузова, двойная оцинковка, лаки повышенной твердости, композитные материалы, антикоррозионные составы и прочее), все шире применяются при производстве автомобилей.
Тем не менее, хотя сроки гарантии от сквозной коррозии и увеличиваются, победить ее окончательно не удается. Работа автомобильного кузова, выполняющего, как правило, функции несущей системы всех агрегатов и механизмов, характеризуется крайне тяжелыми условиями эксплуатации: переменные нагрузки, скручивания, вибрации. По этой причине в сварных швах его элементов возникают микротрещины, снижающие плотность прилегания деталей и разрушающие нанесенную на заводе защитную пленку. Помимо этого добавим постоянное, не зависящее от сезона воздействие вездесущей влаги, загрязненные дороги, обеспечивающие явление «пескоструйки» от воздействия песка и мелких камней, и, наконец, борьбу с обледенением дорог зимой методом разбрызгивания всевозможных химических реагентов.
Наружное лакокрасочное покрытие кузова страдает от воздействия соли, кислотных осадков, грязи и пыли, ультрафиолетового излучения, перепадов температуры. Краска выцветает, окисляется, покрывается царапинами и трещинами. В результате автомобиль начинает ржаветь не только в скрытых полостях, но и снаружи. Когда ржавчина появляется на наружных поверхностях, процесс уже необратим.
Многочисленные исследования показывают, что уже после двухлетней эксплуатации на всех тестируемых автомобилях появляются очаги коррозии металла и возникает необходимость в дополнительной антикоррозионной обработке. Тесты, проведенные Шведским институтом коррозии на более чем 500 автомобилях 18 различных марок по истечении двух, четырех и семи лет эксплуатации, выявили, что наиболее подвержены коррозии двери, капот, крышка багажника, задние крылья, арки колес, коробчатые конструкции. И хотя бытует мнение, что оцинкованные детали кузова не ржавеют, было доказано, что они также подвергаются коррозии, хотя и медленнее.
Таким образом, независимо от того, делали вы или нет дополнительную антикоррозионную обработку, рекомендуется один раз в год (лучше в конце лета) посетить антикор-центр для профилактического осмотра и устранения мелких повреждений защитных покрытий. А весной полезно тщательно вымыть автомобиль, чтобы полностью удалить остатки антигололедных составов. Иначе летом, при повышенной температуре и периодической влажности (дождь, роса), процесс коррозии активизируется.