«Сибирский цирюльник»

Российские коллекционеры, ценители автомобильной старины не устают пополнять ряды ретротехники. Какие-то экземпляры поисковикам удается обнаружить в России, какие-то привезены из-за границы.

Российские коллекционеры, ценители автомобильной старины не устают пополнять ряды ретротехники. Какие-то экземпляры поисковикам удается обнаружить в России, какие-то привезены из-за границы.

Самым «пожилым» на выставке оказался «мотор» марки Millot le Guerre, выпущенный во Франции аж в 1901 году.

Угловатый агрегат с деревянным кузовом, снабженный одноцилиндровым движком, примитивным рулевым управлением и едва ли не садовой скамейкой вместо сиденья, — на самом деле один из первых в мире (и на сегодня — старейший в России) специализированных автомобилей: в его передней части смонтирована ленточная пила, работавшая от основного двигателя машины. Оригинальна у этого «сибирского цирюльника» конструкция фар: перед отражателем установлена обычная стеариновая свечка, которая, укорачиваясь по мере сгорания, выдвигалась вверх при помощи специальной пружины, спрятанной внизу, в выступе корпуса.

Среди уникумов, увиденных в зале, — редчайший образец продукции довоенного советского автопрома — грузовичок-пикап ГАЗ М-415, собранный на базе серийной легковой «эмки». Когда в 1938 году опытный экземпляр показали Сталину, тот заявил: «Это незаменимая машина для колхозов!» После такой «высочайшей резолюции» началось заводское производство «четыреста пятнадцатых». Из 7000 выпущенных пикапов многие погибли на фронтовых дорогах, другие, отслужив свой срок, были отправлены на металлолом. Показанный на «Олдтаймер-галерее» ГАЗ М-415 — один из нескольких чудом уцелевших экземпляров. Реставрация мини-грузовичка длилась не один год, и лишь недавно ему вернули первозданный «заводской» вид.

Большой редкостью в наши дни стал и другой отечественный автомобиль, демонстрировавшийся неподалеку от «газика». Впрочем, «автомобиль» — сказано уж чересчур громко. Лучше воспользоваться официально принятым для данного случая обозначением: мотоколяска СЗА. Крошечный двухместный аппарат, снабженный трескучим мотоциклетным двигателем мощностью в 8,3 «лошадки», оказался увековечен в знаменитой гайдаевской кинокомедии «Операция «Ы»…» (именно таким средством передвижения пользовалась криминальная троица в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова).

От малого — к большому. Одна из американских фирм, специализирующихся на ретротехнике, привезла на выставку Cadillac Sport Roadster V-16. У этой легковой машины 16-цилиндровый двигатель рабочим объемом 7,4 литра, упрятанный под капотом длиной почти полтора метра! Появление такого монстра на Нью-Йоркском автосалоне 1930 года вызвало настоящий фурор. Любопытная деталь: «шестнадцатую» модель снабжали на заводе трехступенчатой коробкой скоростей, а «по жизни» водитель пользовался всего двумя передачами: высшая из них была основной, а вторая служила для того, чтобы трогаться с места, и вполне годилась для езды «на малых скоростях» — вплоть до 100 км/ч. Из всех типов кузовов, которыми снабжались Cadillac V-16, самыми «крутыми» считались двухместные родстеры серии «155». Всего было выпущено 4 таких авто, из которых уцелел единственный экземпляр. Именно его и показали посетителям выставки.

Интерес у знатоков предмета вызвало и появление в экспозиции олдтаймеров французского кабриолета Delahaye 135М, собранного в 1947 году. В мире сохранилось менее 200 автомобилей 135-й серии, но этот экземпляр вдобавок имеет еще кузов особой конструкции — cabriolet a trois positions: тент может убираться не только полностью, но и частично, превращая машину в псевдоландо. Создатель данного «эксклюзива» — известный французский кузовщик Анри Шапрон.

&

На этой ретровыставке не обошлось и без военной темы. Например, целая шеренга армейской техники времен Второй мировой. Это совершенно уникальные для Советской армии образцы. Например, Dodge WC63 — трехосная версия тех самых известных «доджей три четверти», которые американцы везли нам по ленд-лизу. У «шестьдесят третьих» вдвое большая грузоподъемность — 1,5 тонны, но в наши войска эти автомобили практически не поставлялись.

None