Дабы каждый инспектор ДПС и его начальник не сломали ногу в автомобильном законодательстве, Министерство внутренних дел разработало Административный регламент исполнения сотрудниками ГИБДД своих обязанностей по надзору за соблюдением ПДД — эдакую шпаргалку для ленивых. Идея, надо отдать должное, здравая, ибо автомобильные законы уже стали почти самостоятельной отраслью права…
Однако авторы регламента, собрав в кучу самые важные нормы, с тщанием второклассника не только переписали действующие положения, но отважились и придумать собственные.
На свой лад толкуя пункт 2.4 ПДД, который обязывает каждого, в частности сотрудника милиции, предъявлять по требованию водителей свое служебное удостоверение, авторы регламента добавили отсебятины: предъявлять удостоверение необходимо только трезвым водителям. Это значит, что отныне каждый инспектор ДПС, имя которого (во избежание жалоб и недоразумений) водителю лучше не знать, смело может предположить, что “окученный” им водитель смертельно пьян. Поскольку ни Правила дорожного движения, ни закон “О милиции” подобных ограничений не содержат, министерский регламент в этой новации может смело претендовать на высший балл по шкале противозаконности.
Придумали авторы регламента и неизвестную доселе процедуру — осмотр, то есть визуальное обследование транспортных средств и грузов. Поскольку вышеуказанные основополагающие документы федерального уровня предусматривают осмотр транспортных средств лишь технический (с использованием средств диагностики), ни о каком ином осмотре речи, разумеется, быть не может!
Между тем идеологи регламента протащили в него еще одну противозаконную норму: в случае отказа водителя от не предусмотренного законом осмотра придорожный милиционер получает право учинить уже досмотр, то есть порыться в вещах! Ах, если бы “творческий коллектив” вспомнил, что статья 27.9 КоАП РФ не содержит такого основания для досмотра, как отказ от осмотра. Ведь это уже похоже на шантаж…
Авторы новаций попытались переложить бремя милицейской службы на водителей при запрещении эксплуатации транспортных средств: снимать регистрационные знаки, скажем, за непройденный техосмотр они уполномочили самих водителей. Хотя очевидно, что никакой регламент (тем более — уровня министерского приказа) не вправе устанавливать порядок действий для сидящих за рулем. Более того, увлекаться снятием регистрационных знаков могут только уполномоченные на принятие мер обеспечения должностные лица, круг которых прямо очерчен кодексом. И в нем такой должностной “физиономии”, как водитель, к счастью, нет.
Правда, разработчики регламента оговорились: ежели водитель не желает сам снимать номера, черт с ним. Тогда отверткой пусть вооружается инспектор…
Категорически не пожелали авторы документа мириться с тем, что статьей 29.1 КоАП РФ предусмотрен целый порядок подготовки дела о нарушении ПДД к рассмотрению, по итогам которого на милицейский ковер для проведения торжественной экзекуции виновника “торжества” приглашает сам начальник. И установили собственный регламент: вызывать на разбор нарушителя (еще до передачи дела начальнику!) будет не милицейский босс, а прямо на дороге при составлении протокола… сержант!
А кодекс в этой части — побоку!
Впрочем, создатели регламента подбросили в него и маленькую ложку меда: если у водителя не окажется при себе документов, удостоверяющих личность, установить, что перед сотрудником ГАИ стоит по стойке “смирно!” Сидоров, а не Иванов, можно и с помощью свидетелей. И теперь норма, придуманная задолго до регламента, для сотрудников ГИБДД должна перестать быть тайной.
Понятно, что охватить все автомобильное законодательство авторам регламента, конечно же, не удалось. Равно как и не удалось не извратить ныне действующее.
Не ясно другое: если подавляющее большинство придорожных милиционеров так и не прочитали до конца десяток маленьких книжечек — кодексов, законов, постановлений и приказов, то почему авторы регламента решили, что теперь их подопечные с охотой возьмутся за одну большую?