Депутаты Законодательного собрания Краснодарского края хотят осложнить жизнь владельцам мопедов. Они внесли в Госдуму законопроект, который запрещает ездить без прав на транспортных средствах с объемом двигателей до 50 куб. см.
Сейчас мопеды не нужно регистрировать и водить их можно без прав. “Фактически не зная Правил дорожного движения”, — подчеркивает пояснительная записка к законопроекту. Правда, у регионов есть право на своей территории требовать от велосипедистов, мопедистов и владельцев гужевого транспорта документы, подтверждающие знание ими Правил дорожного движения. Но с 1 июля 2008 года постановлением правительства право это отбирается… Краснодарские депутаты считают, что нужно повсеместно разрешить садиться за руль мопеда только после получения прав и только по достижении 16 лет.
В столице к инициативе отнеслись тепло. “Любой участник дорожного движения должен знать Правила дорожного движения, и ничего плохого в том, если водители мопедов тоже будут знать ПДД, мы не видим”, — сказали “МК” в отделе пропаганды ГИБДД Москвы. Однако возрастное ограничение на управление мопедом с 16 лет и так вступит в силу в соответствии с новой редакцией Правил дорожного движения с 1 июля.
Андрей Метельский, глава фракции “Единая Россия” в Мосгордуме:
— Раньше, когда существовала система ДОСААФ, в стране были специальные курсы по обучению вождению на мотоцикле и мопеде. Поэтому аварий с участием этих транспортных средств было значительно меньше. Потом систему ДОСААФ развалили и перестали более строго спрашивать за езду на дорогах общего пользования без прав. И молодежь поняла, что можно разъезжать по улицам совершенно спокойно и безнаказанно. Они сели, поехали, думая, что умеют все! А сейчас появились более мощные модели скутеров — и вот ребята носятся на них, сломя голову, создавая аварийные ситуации! С этим, конечно, нужно бороться. Но я не согласен с тем, что управлять мопедами можно разрешать лишь в 16-летнем возрасте. Если у человека есть права, если транспортное средство зарегистрировано и он знает Правила дорожного движения, почему бы не разрешить управлять ему мопедом в 14 лет?
А КАК У НИХ?
• Бразилия — В 1997 г. был принят закон, по которому любой желающий управлять мопедом (в возрасте от 14 лет) должен был доказать, что умеет читать и здоров. Но в 1998 г. минимальный возраст сместился до 18 лет.
• Дания — мопеды в этой стране подразделяются на “малые” и “большие”. “Малые” мопеды имеют ограничение скорости до 30 км/ч, а “большие” — до 45 км/ч. Чтобы управлять “малым” мопедом, водитель должен достичь 16-летнего возраста и иметь соответствующую лицензию. Для управления “большим” надо иметь права на вождение автомобиля или мотоцикла, минимальный возраст при этом — 18 лет. Все новые мопеды, купленные после 1 июня 2006 г., должны иметь номерную табличку и быть застрахованы. (Для старых моделей этого не требуется.)
• Испания — для управления мопедом в Испании необходимо иметь права — Licencia de Conducciоn para Ciclomotor, которые пока можно получить с 14 лет, но с сентября лимит отодвигается до 15 лет. Водитель не имеет права перевозить пассажиров на заднем сиденье, если ему не исполнилось 16 лет.
• Великобритания — для управления мопедами необходимы временные права, которые можно получить в 16-летнем возрасте (либо полноценные автомобильные или мотоциклетные права, которые выдаются с 17 лет). Мопеды должны подчиняться тем же дорожным правилам, что и все остальные транспортные средства.
ЦИФРА ДНЯ
83 ДТП с участием мопедов произошло в столице за 4 месяца 2008 года. В них погибли 7 человек (из них — 1 ребенок) и 88 получили ранения (из них — 7 детей). 52 из 83 ДТП произошли по вине водителей мопедов.