Регламентные работы

Взаимоотношения между гаишниками и водителями в скором времени будет регулировать новый документ, разработанный МВД России. В регламенте четко прописаны права и обязанности обеих сторон.

Взаимоотношения между гаишниками и водителями в скором времени будет регулировать новый документ, разработанный МВД России. В регламенте четко прописаны права и обязанности обеих сторон.

С легкой руки Минэкономразвития все государственные структуры должны разработать регламент, регулирующий процесс общения чиновников и граждан. ГИБДД до последнего времени была одним из немногих ведомств, которое трудилось не по регламенту, а как бог на душу положит. И вот МВД России, собрав под одной облож­кой законы, инструкции и приказы, так или иначе связанные с безопасностью дорожного движения и деятельностью милиции, явило общественности гаишный регламент (с текстом документа можно ознакомиться на сайте МВД).

Но, признаться, прочитав милицейский креатив, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что «контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается», и тут же дана расшифровка: «Патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость». То есть если на «цементовозе» отсутствуют синие полоски, аббревиатура «ДПС» и красно-синие мигалки, значит — патруль вне закона?

А вот и нет! В следующем абзаце говорится, что «контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». Выходит, что гаишнику разрешено хоть на личном «Запорожце» следить за порядком на трассах...

Зато (спасибо регламенту!) инспекторам растолковали, что они могут брать из рук водителей, а что нет: «Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей». То есть борзые щенки и магарыч отныне вне закона.

А вот что делать инспектору с деньгами, которые ему подсовывают вместе с документами? Раньше инспектора головы ломали над этим вопросом, а теперь регламент им все разложил по полочкам: гаишник, не трогая купюры, должен вернуть водителю документы вместе с деньгами и предложить забрать ценности. А что если водитель откажется от предложения «забрать ценности»? Документ на этот счет разъяснений не дает. Выходит, на усмотрение инспектора.

Рассказал регламент гаишникам и о том, как им следует бороться с информационным вакуумом, созданным ими же самими. Банальная ситуация: вам нужно узнать о часах работы регистрационного подразделения ГИБДД, выяснить приемные дни начальника окружной ГАИ, понять, какие документы нужны для переоформления водительского удостоверения... Но как это сделать? Звонить «02», ехать лично в подразделение ГИБДД, спрашивать у случайных прохожих?.. Сейчас жители крупных городов добывают информацию исключительно в Интернете, но в «паутине» официальных гаишных сайтов раз-два и обчелся.

Регламент же обязывает все подразделения ГИБДД обзавестись своими страничками в глобальной Сети, на коих должны быть опубликованы телефоны, факсы, почтовые реквизиты, часы работы подразделений и другая важная справочная информация. При этом сохраняется телефонный способ получения информации, но с той лишь разницей, что «ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок. При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть пере­адресован (переведен) на другое должностное лицо»...

Из подобных тезисов «ни о чем» и состоит весь гаишный регламент. Ни конкретики, ни цифр, ни какой-либо другой полезной информации. И если те же представители ЖКХ в рамках создания административного регламента ввели службу «одного окна», установили систему «Электронная очередь», регламентировали время, которое может быть затрачено на ту или иную операцию, то у гаишников в этом отношении никаких новаций. Не прописаны временные рамки ни на регистрацию транспорта, ни на техосмотр, ни на прибытие к месту ДТП... Так что ожидать какой-либо революции во взаимоотношениях между водителями и гаишниками, увы, не приходится.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей СЕРГЕЕВ, начальник УГИБДД ГУВД МО, генерал-майор милиции:

— Проект регламента в первую очередь надо рассматривать как очередной шаг к мировым стандартам во взаимоотношениях службы ГИБДД с миллионами автовладельцев. А во-вторых, приглашение к обсуждению говорит об открытости и МВД в целом, и ГАИ в частности перед обществом. Документ можно рассматривать как основу для дальнейшей работы. Давайте обсуждать, вносить изменения и поправки, чтобы в итоге получить здоровую и крепкую базу для нормальной автомобильной жизни в стране.

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России:

— Считаю, что появление регламента — это скорее плюс, чем минус. Ибо в распоряжении гражданина появляется документ, в который можно ткнуть пальцем, указав госслужащему на его неправоту. Регламент, разработанный для ГИБДД, хорош тем, что в нем «разжеваны» алгоритмы поведения инспекторов и водителей в самых различных ситуациях. Тезисы, изложенные в проекте регламента, полностью опираются на существующие российские законы.

None