Мечта нефтяника

Конструктивно сегодняшние герои рубрики очень близки: все три автомобиля имеют несущий кузов и независимые подвески. Однако идеологические, так сказать, различия налицо. Если Audi Q7 — всего-навсего большой кроссовер, то Mercedes GL-класса и Range Rover по праву могут претендовать на звание настоящих внедорожников.

Вопреки распространенному мнению о близком родстве Audi Q7 с VW Touareg и Porsche Cayenne, подкрепленному широко практикуемой в рамках «Volkswagen Group» унификацией и фактом совместного производства этих моделей на заводе в Словакии, кроссовер от «Audi AG» все же базируется на собственной платформе. А доля общих с «родственниками» узлов и агрегатов, по утверждению производителя, не превышает 15%.

Иное дело — Mercedes GL-класса. Если внедорожник G-класса более 30 лет тому назад разрабатывали в основном австрийцы из «Steyr», известной своими армейскими вездеходами, то GL — родной брат ML- и R-классов. Никаких лонжеронных рам и неразрезных мостов: несущий кузов, независимая подвеска всех колес и реечное рулевое управление.

Аналогично устроен и Range Rover третьего поколения, разрабатывавшийся под патронажем и в тесной кооперации с BMW. Основательно перелопатив флагмана легендарной британской марки, немцы научили-таки Land Rover ездить и по асфальту.

Впрочем, всему свое время: о ездовых свойствах наших героев — ниже. А пока заглянем в их уютные и роскошные салоны.

Интерьер Audi Q7 во многом напоминает модели A6 и A8: та же безупречная эргономика, великолепное качество материалов и исполнения (салон тестового кроссовера в варианте S-line оказался щедро отделан алькантарой: искусственная замша покрывает переднюю панель, стойки, потолок). Многофункциональный интерфейс MMI — вращающаяся рукоятка на центральном тоннеле — отвечает за выбор конкретных функций, а кнопки вокруг нее ведают разделами меню (настройка навигационной системы, маршрутного компьютера, режима работы пневмоподвески и т.д.).

Передняя панель GL500 обтянута благородной черной кожей (для топ-версии это базовое исполнение, а для прочих — опция) и украшена накладками из натурального дерева. Уютно: плавные обводы панелей, мягкие объятия кресел, кстати, с изменяемой конфигурацией валиков поддержки и вентиляцией, как в S-классе.

Салон Range Rover не уступает соперникам ни роскошью отделки, ни функциональностью. Кожи и дерева здесь в изобилии, а удобные кресла обеспечивают водителю как фирменную «командирскую», так и вполне легковую посадку.

Сзади тоже весьма просторно (в отличие от Q7, где втроем определенно тесновато). Правда, опционного третьего ряда сидений, как у конкурентов, не предусмотрено. Зато багажный отсек радует вместительностью и удобством.

Кстати, необходимость дополнительных посадочных мест — вопрос спорный. В семиместной конфигурации Q7 и GL практически лишены пространства для багажа (330 и 300 литров соответственно). К тому же на «багажных» сиденьях Audi с комфортом смогут разместиться лишь пассажиры ростом до 160 см. А на более просторную «галерку» Mercedes довольно трудно попасть: приходится складывать кресла второго ряда.

Зато в пятиместной конфигурации емкость багажников GL и Q7 составляет 750 и 775 литров, а при сложенных средних креслах оба автомобиля предлагают ровную погрузочную площадку, превышающую два квадратных метра.

Впрочем, довольно живописать грузопассажирские достоинства наших героев: в отличие от прагматичных многосемейных иностранцев отечественные покупатели такого рода машин ездят на них, как правило, в одиночку. Посему перейдем от статики к динамике.

А динамичнее всех оказался на этот раз Audi. И дело не только в рекордных темпах разгона до 100 км/ч (6,4 секунды) в сочетании с изумительной для 4,2-литрового мотора экономичностью, которую может дать только дизель. Просто автомобиль ведет себя очень предсказуемо и адекватно, даря человеку то самое вожделенное удовольствие от вождения.

Неплох на асфальте и Range Rover. Конечно, догнать Q7 в связке виражей ему не под силу. «Британец» заметно выше и тяжелее, руль надо крутить на большие углы, а реакции машины несколько смазаны. Наконец, за великолепный ездовой комфорт, обеспечиваемый пневматической подвеской, приходится расплачиваться валкостью. Зато на прямой Range Rover 4.2 Supercharged с V-образной 396-сильной «восьмеркой» от «Jaguar» вполне может потягаться с соперниками. Благо мощности и момента у турбомотора в достатке: с места до «сотни» тяжелый внедорожник разгоняется за 7,5 секунды.

Впрочем, Mercedes делает это еще быстрее. Если верить паспортным данным, GL500 массой в 2,5 тонны набирает «сотню» за 6,6 секунды! «Автомат» 7G-Tronic быстро перекидывает передачи, лишь немного «задумываясь» при резких нажатиях педали газа. Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами незаметно «сглатывает» дорожные неровности. Великолепная плавность хода, тишина в салоне…

А каковы наши внедорожники на бездорожье?

Европейские версии Mercedes GL оснащаются пакетом Off-Road Pro, куда входят демультипликатор и блокируемые межосевой и задний дифференциалы. Словом, почти G-класс. Правда, у того еще и передний дифференциал блокируется (с полным отключением ESP и даже АБС). Зато у GL электроника имеет внедорожный режим — например, АБС работает по иному алгоритму, допуская блокировку колес на грунте или в снегу. Плюс адаптивная пневмоподвеска, обеспечивающая максимальный дорожный просвет в 307 мм. (На высокой скорости автомобиль «приседает» на 15 мм, а для движения вне асфальта предусмотрены три внедорожных положения кузова с повышением на 30, 80 и 110 мм.) Амортизаторы со встроенными дополнительными пружинами и выносными электронно-управляемыми клапанами имеют четыре ступени усилия сопротивления, переключаемые по команде компьютера.

Пневмоподвеска Audi Q7 также позволяет регулировать клиренс — от 150 до 240 мм. В стандартном положении дорожный просвет составляет 180 мм. На скоростях от 120 до 160 км/ч автомобиль «приседает» на 15 мм — для улучшения аэродинамики и снижения расхода топлива. При разгоне свыше 160 км/ч клиренс автоматически уменьшается еще на 15 мм. Кроме того, есть режим Оff-Road, позволяющий принудительно приподнять кузов до 205 мм, этот режим работает на скоростях до 100 км/ч. Наконец, режим Lift увеличивает клиренс до 240 мм — для преодоления препятствий на малых скоростях. Никаких иных внедорожных инструментов (кроме разве что опционной системы контроля спуска) в распоряжении водителя нет. При нормальных условиях дифференциал Torsen делит крутящий момент между передними и задними колесами в пропорции 40:60. При пробуксовке на «передок» может передаваться до 65% крутящего момента, а назад — до 85%. «Механике» помогает система EDL, притормаживающая буксующие колеса, имитируя работу самоблокирующихся межколесных дифференциалов.

За поведение Range Rover на бездорожье в основном отвечает «продвинутая» электроника системы Terrain Response. По большому счету возможности автомобиля ограничиваются лишь сцепными свойствами колес. Так что на успех практически «обречен» даже неопытный водитель. Главное, заблаговременно выбрать правильный спецрежим — машина сама сделает остальное: обеспечит максимальную амплитуду ходов подвески, притормозит на уклоне, заблокирует дифференциал, «придушит» двигатель…

Понятно, что такой высокоинтеллектуальный автомобиль не может стоить дешево. И действительно, просят за Range Rover немало: от 3 000 000 руб­лей (версия с атмосферным 306-сильным V8). Зато в базовую комплектацию Vogue входит все необходимое настоящему джентльмену. Машина с экономичным 8-цилиндровым турбодизелем (3,6 л, 271 л.с.) стоит на 50 000 рублей дороже. Доплатив еще 300 000 рублей, можно рассчитывать на самый мощный в истории марки 396-сильный мотор. А не пожалев 3 610 000 рублей, вы станете обладателем Range Rover Supercharged Vogue SE, длиной титула и списка оснащения достойного индийского махараджи.

Впрочем, за базовую версию Mercedes-Benz GL500 придется выложить несколько больше — 3 696 300 рублей (а тестовый экземпляр, оснащенный разнообразным дополнительным оборудованием, стоил еще примерно на миллион дороже). Менее мощный GL450 в базовой комплектации обойдется в 3 326 300 рублей. Правда, дизельный GL320 оказывается заметно доступнее английского конкурента — от 2 771 300 рублей.

На фоне соперников кроссовер Audi не выглядит супердорогим. За наиболее доступную версию Q7 3.6 FSI просят «всего» 2 228 000 рублей (доплата за «автомат» — 70 000 рублей). Трехлитровый дизель стоит чуть дороже — от 2 310 000 рублей. Ну а за удовольствие обладания самой мощной 4,2-литровой модификацией придется заплатить от 3 143 000 рублей. Дизель аналогичного объема облегчит ваш карман на 3 175 000 рублей.

Остается лишь добавить, что приведенные здесь цены, так сказать, стартовые, а окончательный набор опций и суммарная стоимость автомобиля — дело фантазии его будущего владельца.

КРАШ-ТЕСТ AUDI Q7

Испытанный по методике EuroNCAP, кроссовер получил лишь 4 звезды (30 баллов). Причина сниженной оценки за фронтальный краш-тест (12 баллов или 75%) — разрыв сварных швов на стыке пола и моторного щита у ног водителя, а также штрафные баллы за потенциальную травмоопасность передней панели. Зато боковые краш-тесты пройдены на «отлично» (18 баллов). Безопасность пассажиров-детей на хорошем уровне — 4 звезды. Слишком жесткая передняя кромка капота делает автомобиль небезопасным для пешеходов (2 звезды).

КРАШ-ТЕСТ MERCEDES-BENZ GL

Независимые краш-тесты немецкого внедорожника пока не проводились (во всяком случае, об испытаниях этой модели специалистами EuroNCAP или NHTSA к настоящему времени ничего не известно). Однако крепкая конструкция и внушительный «арсенал» средств активной и пассивной безопасности (АБС, система динамической стабилизации, шесть подушек, крепления Isofix и т.д.) дают все основания предполагать, что риск получения серьезных травм, а тем более гибели водителя и пассажиров при аварии сведен к минимуму.

КРАШ-ТЕСТ RANGE ROVER

В серии краш-тестов EuroNCAP британский внедорожник заработал 4 звезды, что соответствует 30 баллам. Лобовое столкновение эксперты оценили в 12 баллов (75%), отметив травмоопасную переднюю панель и высокое давление ремня безопасности на грудную клетку манекена-водителя. Боковой удар Range Rover выдержал на «отлично», получив максимальные 18 баллов (видимо, благодаря «продвинутой» конструкции надувных занавесок). А вот для пешеходов этот автомобиль представляет серьезную опасность — 1 звезда из 4 возможных.

Audi Q7

+ Широкий выбор двигателей, отличная управляемость, вместительный багажник, удобные кресла.

- Тесноватый салон, практически беспомощен на бездорожье.

Mercedes-Benz GL

+ Интересный дизайн, хорошая динамика, просторный салон, неплох на бездорожье.

- Раблезианский «аппетит», перегруженный функциями подрулевой переключатель.

Range Rover

+ Отличный внедорожник, хорош на асфальте, вместителен и щедро оснащен.

- Низкая экономичность, задумчивый «автомат», ощутимые крены в поворотах.

None