1503

Угнали… Угнали? Угнали!

Как уберечь машину от автоворов и мошенников
Именно об этом заспорили на “круглом столе”, состоявшемся в конце сентября в “Московском комсомольце”, депутаты Государственной думы, представители правоохранительных органов, общественных объединений, фирм, устанавливающих сигнализации, и страховой компании “РосГосСтрах”.
Поделиться

Именно об этом заспорили на “круглом столе”, состоявшемся в конце сентября в “Московском комсомольце”, депутаты Государственной думы, представители правоохранительных органов, общественных объединений, фирм, устанавливающих сигнализации, и страховой компании “РосГосСтрах”.

Одинокая победа

Председатель комитета Государственной думы по безопасности Владимир Васильев отметил, что в последние годы парламент получает особенно много заявлений от россиян, требующих положить конец весьма уверенно чувствующему себя угонному “бизнесу”. При этом Владимир Абдуалиевич заметил, что даже сейчас и без принятия новых законов, усиливающих борьбу с автоворовством, государством немало делается для обезвреживания преступных группировок, специализирующихся на угонах транспортных средств. В качестве примера была приведена операция по ликвидации преступного сообщества, специализировавшего на преступлениях, связанных с автоугонами, в одном из районов Тверской области.

Увы, одной, пусть и громкой, победы тут явно маловато будет. Достаточно сказать, что только в Москве в год угоняется около 13 тыс. автомобилей. Находится из них менее половины. Кстати, утром того дня, когда в “МК” состоялся “круглый стол”, в столице был угнан очередной Lexus, а накануне — еще один. В среднем же в городе каждые сутки своих железных коней лишаются до 30 автомобилистов. И первенство принадлежит отнюдь не дорогущим иномаркам.

СПРАВКА "МК"

Пальма первенства среди угоняемых машин принадлежит продукции “АвтоВАЗа” — 25% всех преступных посягательств приходится именно на тольяттинскую марку. Затем в списке наиболее востребованных преступниками автомобилей идут такие марки, как Volkswagen, Mazda, Opel, Chevrolet, Daewoo.

Вас не угонят?

“Снижение количества автокраж в абсолютных показателях незначительно, но мы гордимся и этими цифрами”, — сказал, выступая на “круглом столе” в “МК”, заместитель начальника 7-го отдела Управления уголовного розыска ГУВД Москвы Алексей Шабола. По его словам, за год автопарк столицы вырос без малого на миллион машин, а количество угонов при этом не только не увеличилось, а даже снизилось. “Но добиться более впечатляющих результатов мы пока не можем — отчасти из-за несовершенства законодательства”, — добавил г-н Шабола.

Так, 166-я статья Уголовного кодекса РФ позволяет профессиональным автоворам по сути уходить от заслуженного наказания. На суде угонщик заявляет, что взял машину только покататься, а совсем не собирался ее экспроприировать навсегда. Служители Фемиды почему-то ему сразу верят и легко ограничиваются условными сроками вместо реальной отсидки. Так чего тогда бояться автовору?

Поэтому безусловные победы уголовного розыска над угонным “бизнесом” пока вселяют мало надежд на спокойный сон автовладельцев. Потому что жертвой автовора, как показывает статистика, может стать каждый — и хозяин дорогущего “Майбаха”, и владелец потрепанных “Жигулей”. Значит, спасение утопающих — дело самих утопающих?

Приобретая автомобиль, каждый владелец сам выбирает его уровень защиты. Один ограничивается недорогими блокираторами — руля, коробки передач, замка капота. Другой надеется на штатную сигнализацию, устанавливаемую на иномарки на заводе. А некоторые пользуются услугами специальных фирм, интегрирующих в автотранспортное средство сложные системы, вплоть до тех, что определяют местонахождение автомобиля со спутников.

— Самый дешевый спутниковый охранный комплекс автомобиля может стоить всего 10 000 рублей плюс плата за его обслуживание, — отметил на “круглом столе” в “МК” представитель фирмы “Цезарь-системс” Семен Фокин.

Как утверждает статистика, 95% всех угнанных машин, “вооруженных” подобными системами, возвращаются к своим хозяевам. Причем очень быстро. Но оставшимся 5% тоже обидно!

СПРАВКА "МК"

Только в этом году в столице угнано аж 25 Porsche Cayenne. Не помогли даже спутниковые охранные комплексы, устанавливаемые на эти автомобили уже на заводе: автоворы прекрасно знали, как их отключить, это можно понять из инструкции к автомобилю. Всего же, как сообщили “МК” в УГИБДД Москвы, в Первопрестольной с начала года угнано 32 автомобиля класса “люкс”. При этом сотрудникам правоохранительных органов удалось за этот же период обнаружить лишь семь машин подобного класса, из них три автомобиля были угнаны в 2006 году, еще три — в 2007-м, и лишь один из найденных железных коней был украден в этом году.

Под крылом сильной компании

Наверное, поэтому все участники “круглого стола” пришли к единодушному выводу, что полагаться на одну лишь охранную сигнализацию не стоит. Несмотря на то что растет раскрываемость угонов, растет и профессионализм угонщиков.

“Мы хотим, чтобы наши клиенты ездили на своих машинах и не подвергались стрессам, — заверил собравшихся генеральный директор “Росгосстрах — Столица” Дмитрий Маслов. — Мы однозначно на стороне клиентов и правоохранительных органов, с которыми мы готовы обмениваться информацией и содействовать раскрытию преступлений”. Но это возлагает ответственность и на самих автовладельцев, которые должны принимать меры предосторожности и понимать важность страхования как способа минимизации потерь.

“Очевидно, что будущий хозяин автомобиля должен представлять себе, что единственным способом компенсировать свои потери в случае его утраты остается приобретение страхового полиса КАСКО. Обычно от 7 до 10 процентов от рыночной цены автомобиля. В случае с уже упоминавшимися Porsche Cayenne, которые в зависимости от модификации могут стоить до 5 млн. рублей, страховка может оказаться действительно далеко не копеечной. Зато представьте себе радость владельца угнанной и не найденной дорогущей иномарки, когда страховая компания компенсирует ему потерю. Кстати сказать, один из пропавших без вести Cayenne был застрахован именно в компании “Росгосстрах — Столица”, которая и возместила пострадавшему утрату”, — добавил Дмитрий Маслов.

СПРАВКА "МК"

“Росгосстрах — Столица” — ведущая региональная компания системы “Росгосстрах”, действующая в Москве и Московской области. Обладает крупнейшей сетью продаж в регионе. Входит в пятерку крупнейших страховщиков Московского региона и занимает шестое место среди ведущих страховых компаний России. Объем сборов — 11,8 млрд. рублей. “Росгосстрах — Столица” осуществляет 22 вида страхования по более чем 180 правилам. Каждый день компания выплачивает около 11 миллионов рублей, за каждый час делается более 14 выплат. “Росгосстрах — Столица” несет ответственность по 1,7 млн. действующих договоров страхования. В день заключается более 4600 страховых договоров — каждые 6 секунд заключается новый договор. Наиболее популярные направления — комплексное имущественное, личное и автострахование. 

Надень “каску”

Несмотря на очевидную необходимость страхования, число автовладельцев, застрахованных по риску КАСКО, растет в России отнюдь не такими темпами, какие подсказывают в сложившейся ситуации здравый смысл и опыт цивилизованных стран. Так, по некоторым данным, сегодня полис КАСКО имеет не более 10% частного автопарка страны в целом и от 30 до 40% автопарка новых иномарок.

— Чему, впрочем, есть объяснение, — уверяет еще один участник “круглого стола” в “МК” почетный адвокат России, вице-президент “Движения автомобилистов России” Леонид Ольшанский. — Для получения возмещения от страховой компании бывшему автовладельцу придется изрядно побегать по милицейским кабинетам, поскольку ему потребуется не только справка о возбуждении уголовного дела по факту угона, но и решение правоохранительных органов о раскрытии преступления или приостановлении дела.

Однако, по словам генерального директора “Росгосстрах — Столица” Дмитрия Маслова, такая длинная процедура необходима, потому что существует необходимость убедиться и работникам правоохранительных органов, и представителям страховой компании, что они не имеют дела со страховым мошенничеством, которое, надо отметить, в последние годы тоже наращивает обороты.

— Страховая компания начинает бороться с угонами еще до заключения договора страхования с покупателем машины, — говорит заместитель генерального директора “РосГосСтрах — Столица” Олег Перелыгин. — Потому что хорошая страховая компания не только консультирует будущего владельца, какую охранную сигнализацию лучше установить, но и — что очень важно — проверяет дилеров на порядочность. И отсутствие у автодилера договоров на страхование продаваемых им автомобилей должно сразу же прозвучать тревожным звоночком в голове будущего автовладельца.