1523

Частник,

или Один день из жизни “бензиномоторов”
Полузабытый, практически не отмечаемый в стране праздник — День работников автомобильного транспорта, или, по-простому, День автомобилиста, — отмечается у нас узким кругом людей в последнее воскресенье октября. Праздник, появившийся в нашей стране еще в 1976 г., нынче совершенно неоправданно забыт.
Поделиться

Полузабытый, практически не отмечаемый в стране праздник — День работников автомобильного транспорта, или, по-простому, День автомобилиста, — отмечается у нас узким кругом людей в последнее воскресенье октября. Праздник, появившийся в нашей стране еще в 1976 г., нынче совершенно неоправданно забыт.

Но, если вдуматься, к нему имеет отношение весьма значительная часть населения России. Это ведь не только водители, но и сотрудники всего транспортного комплекса — люди, производящие машины, продающие, ремонтирующие, моющие, заправляющие их (список можно продолжить). А ведь при желании из дежурного мероприятия можно было бы ежегодно устраивать красочное шоу. Как, например, это делает УГИБДД ГУВД Подмосковья. В этом году придорожные милиционеры устроили торжества в... автомастерской. Правда, не совсем обычной.

...Окраина подмосковного Королева, ряды каких-то ангаров, промышленных площадок. Приоткрываются металлические ворота, и за ними видна шеренга старых “трехтонок”, “полуторок”, “козликов”. Вот мы и добрались до места, не раз упомянутого уже в списках экспонентов различных выставок ретромобилей: мастерская Е.Шаманского.

Евгений Владимирович давно “заболел” старой колесной техникой. А лет пять назад он организовал собственную мастерскую, где чудом сохранившимся “бензиномоторам” возвращают их первоначальный вид. Цель этого проекта — создание коллекции редких и уникальных машин (в основном — советского периода), которая стала бы основой частного музея техники.

Бывшее будущее

В просторном помещении мастерской — треск электросварки, звон разрезаемого металла, стук молотка. Выстроились шеренгой несколько автомобилей — бывших? Или будущих? Даже непонятно, как правильнее сказать. Когда-то это были очень крутые машины — кабриолет “ЗиС-110Б”, его “старший коллега” — 12-цилиндровый Packard образца 1934 года, внушительный Mercedes-320… По прошествии многих лет легковушки превратились в руины, и вот сейчас над ними колдуют опытные мастера-автореставраторы. Их у Шаманского трудится 30 человек. Работа кропотливая.

Особенно чревато проблемами восстановление старых советских “моторов”: из-за традиционной нехватки запчастей в “совке” практически все они переделаны, изуродованы, заводских чертежей не найти…

За несколько лет своего существования мастерская Е.Шаманского вернула подлинный вид десятку ретромашин. В их числе, например, пожарная “линейка”, изготовленная в 1932 г. Она имеет помимо сидений для команды огнеборцев и съемных лестниц еще 360-литровую цистерну, насос… А смонтировано все это хозяйство на шасси “АМО-4” — очень редкого автомобиля, который являлся предшественником знаменитого “ЗиС-5”. Как рассказал один из сотрудников мастерской, “пожарка” чудом сохранилась благодаря тому, что ее когда-то установили на постамент в качестве памятника. Уже в наше “кризисное” время монумент решили ликвидировать. К счастью, об угрозе, нависшей над старым автомобилем, удалось вовремя узнать любителям автостарины, и “АМО” перекочевал в коллекцию Шаманского. На машине красовалась тогда эмблема завода им. Сталина, однако при более тщательном обследовании узлов и агрегатов специалисты выяснили, что перед ними не “ЗиС”, а куда более ценный экземпляр — “АМО-4”.

Не так давно закончилась долгая реставрация пикапа “ГАЗ-415”, созданного на шасси “эмки” “ГАЗ М1”. Мини-грузовички, способные перевозить в кузове 400 килограммов, или 6 человек на продольных откидных лавках, выпускались с одобрения самого Сталина небольшими сериями в 1937—1941 гг. Но большая часть машин этой модели была уничтожена во время войны, а до наших дней дожили лишь 5—6 таких пикапов. Чудом уцелевшие останки этого “ГАЗ-415” гнили на огороде у какого-то сельчанина, откуда их и вывезли для реставрации.

В коллекции Е.Шаманского имеется также необычный автомобиль “ЗиМ-Чайка”, который в народе получил прозвище “ослобык”. “Номенклатурная” машина действительно представляет собой гибрид двух лимузинов — к кузову от “Чайки” приделаны “передок” и “задок” от “ЗиМа”. Дело в том, что когда в 1959 г. начали серийно выпускать “Чайки”, согласно “табелю о рангах” пользоваться ими могли лишь руководители высшего уровня, а представителям среднего звена “по чину” полагались менее навороченные и уже несколько устаревшие “ЗиМы”. Но ведь так хочется шикануть! Вот и изготовили на одном из военных заводов по заказу генералитета партию гибридных лимузинов, в которых комфорт кабины “Чайки” сочетался с требуемой внешней скромностью “ЗиМа”. К хозяину этого авточуда не могло быть никаких претензий в нарушении субординации!

Эхо войны

Ряды отреставрированных раритетов пополнит в ближайшие годы еще с десяток авто. Полным ходом идет восстановление уникальной “эмки”-вездехода “ГАЗ-61-73”. Это был первый в мире джип с металлическим закрытым кузовом. По проходимости “ГАЗ” оказался даже лучше знаменитых американских внедорожников! Правда, сложность узлов ходовой части первых газовских джипов не позволила заводу выпускать эти машины в большом количестве. За период с 1940 по 1945 гг. было собрано лишь 238 автомобилей “ГАЗ-61”. Машина из коллекции Е.Шаманского — историческая: именно на этой “эмке” с августа 1941-го колесил по фронтовым дорогам знаменитый военачальник, будущий маршал И.Конев.

Минувшим летом собрание уникумов Е.Шаманского пополнилось двумя очень своеобразными экземплярами. Из болота под Демянском удалось поднять довоенный трактор “Сталинец” (о том, что этот богатырь когда-то провалился здесь в болотную трясину, рассказал поисковикам один из местных старожилов). А в глухих лесах на границе Брянской и Калужской областей благодаря подсказке следопытов, занимающихся поисками следов минувшей войны, обнаружились останки совсем необычной машины — полугусеничного “ЗиС-42”. Такие грузовики повышенной проходимости выпускались у нас лишь на протяжении трех военных лет и являются очень большой редкостью. До места, где лежали уцелевшие фрагменты сорок второго, надо было буквально прорубаться через лесные заросли… Поверх распластанной на земле гусеницы успело протянуть толстенные корни выросшее рядом дерево — пришлось немало потрудиться, чтобы освободить этот фрагмент машины из его цепких объятий!

До начала реставрации последних находок еще далеко. А ближайшим пополнением “кондиционной” части коллекции станет, судя по всему, упомянутая уже “эмочка”-вездеход. Она и некоторые другие “колесные редкости” из мастерской Евгения Шаманского наверняка будут показаны широкой публике на регулярно проводящихся выставках ретромашин.

А в нынешний День автомобилиста с уникальной коллекцией познакомились представители ГИБДД ГУВД МО, ВОА, Мострансавто, “Ретроклуба”, РОСТО, “Авторадиоклуба”. Официальную часть праздника открыл заместитель председателя правительства Московской области С.Н.Кошман. С теплыми словами к гостям обратился начальник УГИБДД ГУВД Московской области генерал-майор милиции С.А.Сергеев. В течение всего вечера участникам праздника создавали веселое настроение артисты. А закончился праздник большим праздничным фейерверком. В общем, блестяще отпраздновали.