1250

Мусор

В СССР была невиданная категория ремонта — замена кузова
Это означало, что человек с изношенным выше всякого предела автомобилем по блату вставал в очередь на кузов, а когда счастливое ожидание превращалось в реальность, ехал в сервис.
Поделиться

Это означало, что человек с изношенным выше всякого предела автомобилем по блату вставал в очередь на кузов, а когда счастливое ожидание превращалось в реальность, ехал в сервис.

И здесь за несколько дней в новенькое железо ставили старый мотор, затертые стекла, проваленные сиденья и просевшие подвески. После чего машина жила еще лет 10. Но и в остальных случаях, когда в блатную очередь встать не удавалось, народ доезжал автомобили до полного изнеможения, после чего успешно продавал следующему счастливчику. Также была очень популярна покупка списанной из такси машины. Ведь о «Волге» мечтала вся страна, а в свободной продаже ее никогда не было. И люди за настоящие деньги покупали разваленную жуть на слабом ходу, волокли в гараж и неимоверным трудом за полгода возрождали руины, трансформируя их в презентабельный лакированный предмет зависти. Такого кощунства, как отправка старой машины в утиль, советский обыватель не знал. Это было равносильно выбрасыванию недоеденной колбасы. То есть относилось к области фантастики.

Но современная жизнь людей избаловала настолько, что на пищевых отходах и крысы во дворах отъелись до размера собак, и старые машины начали просто выбрасывать. Причем комплектные, не обязательно после аварии, а именно старые, изношенные как ботинки, до стертых каблуков.

А раз автомобилей с каждым годом становится все больше, следовательно, старых машин становится тоже все больше. И девать их некуда. Тем более что переход от дефицита и вожделения к сытости и излишкам случился слишком резко и не успел сформировать ни культуру потребления, ни культуру расставания с отслужившим свое.

И старые автомобили для начала стали мертвым грузом во дворах, потом начали всплывать в речках, обнаруживаться в лесах и полях; и как во все времена почти невозможным было найти кусок пространства без осколков битых бутылок, так сегодня трудно найти место без брошенного авто.

А раз культура в массы не пришла, значит, кто-то должен ее туда спровадить. Так решили сенаторы, взявшиеся за очередную государственную проблему. В Совете Федерации обозначили три аспекта: у автовладельцев нет экономической заинтересованности в утилизации; у предприятий нет промышленных стимулов в сборе и переработке этого металлолома; у властей нет нормативно-правовой базы, чтобы организовать необходимую работу.

Чтобы помочь нам обзавестись цивилизованной привычкой к расставанию с автомобильным старьем, в Совете Федерации создается специальный комитет, который разработает концепцию по утилизации автомобилей. В ней намечено заранее продумать все: от того, кто, как и на какой основе может заниматься переработкой, до того, как добиться от автовладельца личного желания сдать машину под пресс. Будет разработан технический регламент в отношении производств, которые станут заниматься сбором и хранением автомобилей, а также их переработкой. Планируется подготовить документ, в котором будет регламентирована процедура снятия с учета подобных автомобилей в ГИБДД и налоговых органах.

В приличных странах процесс утилизации называется «рециклинг», прописан законодательно и не предусматривает никаких затрат со стороны автовладельца. Но бесплатной у нас бывает лишь привычка ничего не выкидывать. А раз уж в борьбе с ней появится специальный закон, мало шансов, что для нас все закончится без затрат.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Исходя из зарубежного опыта, да и просто из логики, ответственность за утилизацию автомобиля должна лежать на его собственнике. Каким образом заставить его платить и в какой момент (при постановке на учет, при покупке, при сдаче на утилизацию, через налоги) — вопрос технический, уверены эксперты. Главное — законодательно закрепить само обязательство оплаты, не нарушая прав собственности. Скажем, в Москву ввозится большое количество изношенных иномарок. В случае если при покупке будет установлен налог (сбор) на рециклинг, покупатель будет вынужден дважды платить за переработку автомобиля. Вероятно, следует на федеральном уровне обязать фирмы, занимающиеся продажей иномарок в России, платить при въезде определенный налог за каждую машину, чтобы затем полученные средства распределять по субъектам РФ.