Да-да, речь идет о вроде бы давно уже почившем в бозе ОАО «Москвич», бывшем АЗЛК. Вроде бы еще несколько лет тому назад нам показывали пролетариев с этого завода, которые чего-то там пытались не допустить, с чем-то там не желали расставаться и крупным планом горевали о напрасно прожитой жизни. Но несмотря на проявленную пролетарскую решимость уцепиться зубами за родной станок, их все равно выгнали на «заслуженную» улицу.
Если бы все это происходило с каким-то далеким и не очень известным заводом, картина однозначно воспринималась бы как большое горе. Но поскольку многие зрители были в свое время потребителями и прекрасно знали, что такое машина «Москвич», сочувствие к рыдающему пролетариату было минимальным. Завод наконец-то скончался, хотя по темным цехам еще долго бродили какие-то люди.
28 февраля 2006 года арбитражный суд Москвы признал ОАО «Москвич» банкротом и помог остаткам пролетариата определиться. Но люди на предприятии все равно остаются до сих пор. Правда, они уже не крутят гайки и не делают машины, а перекладывают с места на место бумажки, ну и по совместительству хранят память. И вот «Прайм-ТАСС» удивил страну сообщением, что с марта 2009 года было уволено 69 сотрудников завода «Москвич», но еще 68 все равно осталось. То есть уволено 50%. Неубиваемый завод!
Кстати, горе, нависшее над ГАЗом, Ижем и ВАЗом, не случайно оставляет страну равнодушной и не вызывает волны тотального сочувствия. К несчастью заводчан, мы с ними из одной страны и почти все — бывшие или нынешние потребители. Почти у каждого из нас были или до сих пор есть в пользовании «Жигули». Мы очень хорошо знаем, что такое продукция всех этих волжских автозаводов. И простить им этого нельзя. Каждый помнит, чего ему стоило довести машину до ума, заставить ее ездить, заводиться зимой и не капризничать летом. А многие еще не вылечили приобретенные благодаря «Жигулям» и «Волгам» болезни. Именно поэтому заводы спасает их администрация, а мы на это так спокойно смотрим.
Но пример ОАО «Москвич» говорит о том, что, даже закрывшись и обанкротившись, наши автозаводы все равно еще шевелятся и даже позволяют себе содержать некоторый персонал. Так что не надо так переживать — кто-нибудь да останется. По заслугам получат не все.
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Грядущие сокращения на АвтоВАЗе вызвали у руководителей страны неподдельное участие. Увольняемые, по версии чиновников, должны и приличное выходное пособие получить, и пусть неполную трудовую неделю, но на заводе все-таки работать. Но какой тогда толк от подобных сокращений персонала? Ах, власть боится социального взрыва? Так она могла легко избежать его, сократив даже сто тысяч вазовцев из ста десяти тысяч имеющихся. Просто те 25 миллиардов рублей, что правительство уже выделило на спасение автогиганта и которые в итоге растворились неизвестно где и как, надо было раздать конкретным людям. По 250 000 рублей на брата. Очень неплохое выходное пособие. На уровне топ-менеджера. На такие деньги человек как-то может устроить свою дальнейшую судьбу. Да хотя бы уехать из Тольятти и начать жить и работать в другом месте. Либо дело свое открыть. Даже пропить их можно так, что потом будет что вспомнить (если не насмерть). Зато 250 000 рублей в одни руки, да еще от родного государства, — вот и нет социального взрыва. И бабушки по телевизору уже не так голосят, и народ бодрей, и модернизационные перспективы у завода (если по американской модели) появляются. А на подходе еще 70 млрд. рубликов…