Культ личности таджика
То ли старая — конца прошлого века! — инструкция о порядке освидетельствования водителей отстала от темпов проникновения в организмы водителей новых заболеваний, то ли качество их обнаружения врачами оказалось не на высоте, но Минздрав твердо решил: да будет новая форма медицинской справки со всеми вытекающими…
А вытечь, по замыслу авторов инструкции, должна высоченная ответственность тех, кто непосредственно сажает таджика за руль пассажирской, в частности, “Газели”, самих таджиков и — не в последнюю очередь — руководителей медицинских учреждений, которые раздают справки о состоянии здоровья таджиков.
Судить о пригодности гастарбайтера врачи теперь будут, сверяясь с новым перечнем заболеваний, препятствующих безопасному управлению, а сами медицинские осмотры профессиональных (частники не в счет) водителей начнут проводить чаще и в новом порядке.
Эксперты в области медицины пришли к двум важным выводам, позволяющим считать потуги Минздрава чрезвычайно запоздалыми и, увы, не слишком полноценными…
Деньги есть — к управлению годен!
Пресечь надругательство над медицинским осмотром водителей Минздраву следовало там и тогда, где и когда его проведение впервые было доверено коммерческим лечебным учреждениям. Ведь придирчивый осмотр всех претендентов на получение справки существенно разрядил очередь к правильным врачам и приумножил ее к неправильным, раздающим справки не глядя. Уж если платить врачам-бизнесменам, рассудил смекалистый клиент, то лучше за получение справки, а не за отказ.
Оборотистым шоферским комиссиям, мало обращавшим внимание на состояние здоровья испытуемого, удалось таким образом нехило заработать. Менее же предприимчивым пришлось подсчитать и прослезиться.
И в один отнюдь не прекрасный день, плюнув на требования Минздрава, начали зарабатывать все.
В конкурентной борьбе клиента завлекали не только снижением цен, но и скоростью обслуживания. По данным некоторых опросов, в столице, например, для прохождения медосмотра сегодня достаточно заплатить от 500 до 800 рублей, предъявить паспорт, на вопрос “имеются ли жалобы” уверенно ответить “нет!”, чтобы уже на пятой минуте покинуть кабинет с вожделенной справкой.
Понятно, что развращенность шоферских комиссий, зарабатывающих легкие деньги, одним приказом неизлечима. Как ни ужесточай ответственность врачей за выдачу справки тяжелобольному, награждать заветным документом всех желающих в подавляющем большинстве случаев (было, есть и будет) чрезвычайно легко: ведь водитель Петров при обращении в шоферскую медкомиссию был здоровым… И пусть прокурор доказывает обратное!
Вывод первый, стало быть, напросился неутешительный. До тех пор, пока справка будет товаром, до тех пор, пока дело освидетельствования водителей не будет передано в клиники, не заинтересованные в извлечении прибыли, до тех пор, пока получение справки будет оставаться платным, всякому “живому трупу” счастливый врач, даже страдающий неразборчивым почерком, будет подчеркнуто разборчиво писать: “к управлению годен”…
За наше здоровье!
Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” предусматривает, что медицинское заключение врача об ухудшении здоровья водителя, если оно препятствует безопасному управлению транспортными средствами, становится основанием для прекращения права управления. Иными словами: обратился Петров к участковому врачу с жалобой на варикозное расширение вен, сердобольный врач должен сообщить куда надо: мол, Петрова подкосил тяжелый недуг и управлять транспортными средствами (даже при наличии действующей медсправки с грифом “к управлению годен”) он теперь больше не может.
А там, “где надо”, должны внести его в базу лиц, права управления более не имеющих.
Но такого механизма, обязывающего врача докладывать “куда надо”, нет! Не разработан… Не внедрен…
А потому сегодня многие тысячи водителей, заработавшие увечья в дорожно-транспортных происшествиях, в спорах с начальниками и борьбе с тещей, перенесшие операции с тяжелыми последствиями и представляющие на дороге потенциальную угрозу, слегка оправившись, возвращаются за руль.
О них некому замолвить словечко…
А тут напрашивается и второй такой же печальный вывод: в отсутствие механизма оповещения одни калеки будут неизбежно плодить других.
Честь и хвала прокуратуре Завьяловского района Удмуртии: она, похоже, первой в интересах безопасности граждан озаботилась выдворением с удмуртских дорог водителей, страдающих расстройствами психики: по ее заявлению суд, ранее признавший восьмерых своих земляков недееспособными, постановил изъять у них водительские удостоверения.
Но таких пока только восемь…
К Закону почтенья нету
Минздрав предупреждает: новый приказ, утверждающий порядок проведения медицинских освидетельствований водителей и перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, приведет в чувства и врачей, и водителей.
Ой ли?
Сей документ обретет убойную организационную силу лишь тогда, когда будет наконец-таки принят предусмотренный Законом “О безопасности дорожного движения” и решающий проблему координации действий врачей, прокуроров, федеральный закон о проведении медицинских освидетельствований водителей, который давно уже должен был появиться на свет из чрева Государственной думы…
А пока приказ Минздрава — это лишь маленький документик, призванный закрыть большую брешь.
Дай бог ему самому здоровья…