4997

Бодался теленок с дубом

Химкинский лес: рубить, нельзя помиловать?
Верховный суд России, на вердикт которого до последнего надеялись экологи, признал законным прокладку платной скоростной автомагистрали Москва—Петербург по территории Химкинского леса.
Поделиться

Изображение Бодался теленок с дубом

Верховный суд России, на вердикт которого до последнего надеялись экологи, признал законным прокладку платной скоростной автомагистрали Москва—Петербург по территории Химкинского леса.

Напомним, что решение о сооружении коммерческой трассы между двумя столицами было принято федеральным правительством в апреле 2004 года. С тех пор экологи Москвы и Подмосковья ведут активную, но безуспешную борьбу за корректировку проекта. Они добиваются, чтобы под строительство головного участка скоростной магистрали, который начинается у МКАД и заканчивается в Шереметьеве, не рубили Химкинский лес. За эти годы защитники леса провели десятки митингов и пикетов, привлекли к решению проблемы практически все властные структуры страны и проиграли несколько исков в судах различных инстанций.  


Несмотря на существование альтернативных вариантов прокладки этого отрезка шоссе в обход леса — экологи считают их реалистичными, — Верховный суд на своем заседании в понедельник постановил считать единственно правильным именно утвержденный правительственный проект. Он предусматривает перевод 150 га леса в другую категорию — земель транспортного назначения, рубку деревьев ценных пород и рассечение Химкинского лесопарка надвое. Что, по мнению защитников леса, приведет к истощению и полной деградации единой экосистемы, которой является лесопарк в зеленой зоне Москвы.  

Примечательно, что распоряжение Правительства РФ об изменении назначения земель было принято относительно недавно — 5 ноября 2009 года, что и послужило поводом для очередного судебного иска. По мнению активистов движения, такое решение противоречит федеральному законодательству.  

— Одним из возможных вариантов решения транспортной проблемы в Химках может стать реконструкция действующей железной дороги и Ленинградского шоссе, — не устают повторять экологи.  

Однако чиновники, действующие в связке с инвесторами, настаивают на своем. Теперь свое веское слово за новую магистраль произнесла высшая судебная власть. У экологов остается возможность подать кассационную жалобу. Впрочем, исход борьбы можно считать предрешенным заранее.  

Как говорят защитники леса, упорство, с которым стремятся срубить деревья, невозможно понять. Даже если согласиться с прокладкой отрезка дороги по территории парка, то всегда можно найти способ сберечь ландшафт и природу — поднять дорогу на эстакаду, прорыть под лесом тоннель и т.д. Вместо этого за основу берется самый дешевый путь — деревья срубить, вдоль дороги на протяжении 23 км поставить шумозащитные экраны и высадить лесозащитные полосы. Якобы этого будет достаточно.  

К слову, такое мнение уже высказал на последней пресс-конференции и глава госкомпании “Российские автомобильные дороги” Сергей Костин. По его словам, вокруг Химкинского леса вообще не стоит копья ломать. Согласно проекту, под строительство автобана уйдет полоса шириною 100 метров. Нанести глобальный вред экологии такая деликатная выемка просто не может.  

Защитники Химкинского леса намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Кстати, в прошлом году они пытались воззвать к экологическому сознанию французов-инвесторов, участвующих в сооружении скоростной автотрассы. Вся надежда теперь на Европу.

СПРАВКА "МК"

Как известно, русские долго запрягают, но быстро ездят. Скоростную автодорогу Москва—Петербург планируют сдать в эксплуатацию до 2020 года.