В воскресенье китайская автомобильная компания Geely подписала договор о покупке у автогиганта Ford Motor Co. принадлежащего ему шведского производителя автомобилей Volvo. Известный европейский бренд отдали с потрохами в виде интеллектуальной собственности. Напомним, подобная сделка с покупкой “Опеля” российско-канадским консорциумом с треском развалилась за несколько недель до ее предполагаемого завершения.
Американцы продают свою собственность с большой скидкой. Они приобрели скандинавский бренд 1999 году за $6,5 млрд. От сделки, которая состоялась в шведском городе Гетеборг, они получат, по предварительным данным, $1,8 млрд. Но надо понимать, что в кризис бренд стал приносить одни убытки, так что от него поспешили избавиться. В 2008 году Ford уже продал два британских бренда — Jaguar и Land Rover — индийской Tata Motors Group за $2,3 млрд.
С американской стороны подпись под соглашением поставил финансовый директор Ford Motor Co. Льюис Бут, а с китайской — председатель правления Geely Ли Шуфу. По условиям договора $1,6 млрд. “Форду” будут выплачены наличными. Это крупнейшее приобретение в истории китайской автоиндустрии. Все детали соглашения не известны, но представители “Джили” уже уверили, что заводы “Вольво” на территории Швеции не будут закрыты и будет сохранено около 4 тыс. рабочих мест из нынешних 20 тысяч. Это Ли Шуфу лично пообещал профсоюзным лидерам на встрече в субботу, после чего получил от них окончательное согласие на подписание договора. Также в “Джили”, базирующейся в провинции Чжэцзян на востоке страны, сообщили, что планируется создание линии по выпуску внедорожника Volvo XC90 в южнокитайской провинции Гуандун.
Многие аналитики пророчат бренду “Вольво” закат. Однако в самой компании уверяют, что в 2010 году будет произведено 390 тысяч машин, что на 60 тысяч больше, чем в 2009 году (для сравнения: Geely продала в прошлом году 329 тыс. авто). И от продажи компания только выиграет, получив, по сути, вторую жизнь и доступ на один из самых перспективных рынков легковых автомобилей в мире. “Лет через пять китайские машины будут считаться качественными”, — уверен аналитик машиностроительного сектора Роман Ткачек. Эксперт напоминает: японские автомобили в 70—80-е годы воспринимались как транспорт “второго сорта”.
Для Geely, которая является вторым крупнейшим китайским производителем после BYD Group, покупка “Вольво” означает, что из производителя бюджетных машин она может со временем превратиться в изготовителя автомобилей бизнес-класса.
Китайцы умело пользуются сложной ситуацией в мировом автопроме и под шумок скупают европейские достижения. России подобное поведение не удалось: “Дженерал моторс” в последний момент отказался продавать нам “Опель”. Опрошенные “МК” эксперты в этой связи напоминают, что, во-первых, Германия традиционно имеет более сильные позиции в автомобилестроении, чем Швеция, и не настроена отказываться от своего национального достояния. А во-вторых, Китай, видимо, предложил хорошие и внятно озвученные условия для дальнейшего производства автомобилей.