Критика властей в связи с транспортным коллапсом, уже названным «блокадой Ленинградки», в основном сводится к тому, что работы начались неожиданно и не вовремя, в пик дачного сезона чиновники без должного информирования населения о планируемых работах просто дали команду закрыть съезды со МКАД и Международного шоссе. «Блокада» несомненно войдет в историю инфраструктурных катаклизмов наравне с блэкаутом 25 мая 2005 года, когда в Москве произошла крупная авария в энергосистеме, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Десятки тысяч человек тогда оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное. Справедливости ради скажем, что начни московская администрация оповещать жителей хоть за год до начала ремонта дороги, коллапс все равно бы случился. Большинство российских дорог – объективный перманентный раздражитель, при этом в прямом смысле слова угрожающий жизни. М10 всегда славилась своей непропускной способностью. Из-за резких сужений, таких как сразу за МКАД или при подъезде к Зеленограду, остановок общественного транспорта, отсутствия «карманов» и развязок для съезда на пересекающие трассу дороги. Ленинградка способна остановить МКАД от Строгино до Дмитровки. Добавьте к этому светофоры, часто меняющиеся скоростные режимы (М10 проложена сквозь множество крупных населенных пунктов, таких как Солнечногорск, Клин и тд), многотысячный трафик, формируемый на границе Московской конгломерации.
В краткосрочной перспективе транспортная проблема даже одной конкретной Ленинградки решена быть не может. Теоретически можно попытаться привести в порядок отдельные проблемные участки дороги. Но пробки и вопросы безопасности трассы М10 останутся, и при малейших дорожных работах и ДТП водителей и пассажиров ждет очередной коллапс. К трассе М-10 как и к сотням российских дорог нужен системный подход. Реконструкцией старых дорог и мостов, построенных еще в советские годы, не решить проблем, копившихся десятилетиями. Ленинградка - характерный пример.
Системные инфраструктурные решения не по карману регионам без участия федерального руководства. В ситуации, когда глобальные решения - а решение транспортной проблемы в России даже на уровне трассы М10 иначе и не назовешь - требуют использования новых технологий, не справляются даже федеральные бюджеты. Это реальность, характерная не только для России. В западных странах для модернизации и развития инфраструктуры активно привлекают финансирование со стороны частного сектора. Вот и в России заговорили о готовности российских и зарубежных компаний вновь после кризиса участвовать в софинансировании и реализации крупных совместных проектов. Все чаще звучит тема государственно-частного партнерства. При этом ряд экспертов выражает сомнение - возможны ли масштабные иностранные инвестиции в мосты и дороги в России, с ее рисками и долгостроями.
Любопытно, что именно многострадальное ленинградское направление может дать ответ на этот вопрос. 700 км новой скоростной автодороги Москва–Питер, к строительству которой планируется приступить уже в этом году, должна стать первым совместным проектом государства и частников. Платная дорога должна стать дублером М-10 , что обеспечит решение транспортных проблем, в том числе Москвы и Подмосковья. Первый, головной, участок дороги, длиной более 40 км (15-58 км), уже спроектирован. Ожидается, что эта часть дороги - от МКАД до примыкания к М-10 «Россия» в районе п. Пешки - будет открыт через три года. Новая автомобильная дорога «Москва - Санкт-Петербург», как обещают, будет одной из первых скоростных автомобильных дорог, качество и безопасность которой будет соответствовать европейским стандартам.
Европейская практика показывает, что начало строительства и эксплуатации платных участков новых трасс задает уровень дорожной сети в целом, так как бесплатные участки дороги вынуждены строиться в соответствии с уровнем платных. Строить первый участок дороги «Москва-Санкт-Петербург» вызвался российско-французский консорциум. Кстати, в Испании 20 лет назад именно платные трассы дали мощный толчок развитию дорожной инфраструктуры.
Стройка параллельной Ленинградке трассы – прецедент в отечественном дорожном строительстве, где раньше использовались исключительно деньги госбюджета. Сейчас система финансирования должна стать иной. Стоимость строительства первого участка трассы – более 60 млрд. рублей. Государство планирует инвестировать в проект около 23 млрд. Оставшаяся же значительная часть – это деньги российских и французских инвесторов. Стоит отметить, что по общим оценкам Минтранса, из 800 млрд. рублей, требуемых ежегодно на строительство и ремонт дорог, государству удается обеспечивать финансирование лишь 47%.
Новая дорога Москва-Санкт-Петербург предполагается шестиполосной, а на выездах из мегаполисов еще шире. В отличие от М10, на новой трассе не будет светофорного регулирования и пересечений проезжих частей на одном уровне, пойдет она в обход населенных пунктов. Для подобных новой трассе Госдума готова ввести новый скоростной режим – до 150 км/ч.
Ленинградка - уже давно головная боль не только для жителей Москвы и окружающей её конгломерации. Действующая трасса «прошивает» населенные пункты и подчас средняя скорость на отдельных участках не превышает 30-35 км/ч. Повышенная аварийность М10 и заторы наносят гигантский прямой экономический ущерб. Это, конечно, проблема не одной только Ленинградки. Сегодня порядка 27% всех российских дорог серьезно перегружены. По нормативам суточный трафик М10 составляет от 60 тысяч автомобилей, в реальности - более 100 тысяч машин.
Планируется, что на первом участке новой дороги будет 7 развязок, 5 мостов и 33 других искусственных сооружения, включая путепроводы и пешеходные переходы. Дорога пройдет от Бусиновской развязки на МКАДе восточнее и северо-восточнее от города Химки, обойдет с севера московский район Молжаниново, пересечет канал имени Москвы, Международное и Шереметьевское шоссе. Длина этого участка составит 43 км 300 м с площадками для отдыха водителей, современной связью и службой экстренной эвакуации транспорта. Новую дорогу должны оценить пассажиры и встречающие аэропорта «Шереметьево» и жители близлежащих городов-сателитов, откуда наконец уйдут чадящие грузовики и бесконечные пробки. Согласно проекту, отрезок новой магистрали будет пересекать Международное шоссе в районе Мелькисарово и выходить на МКАД.
Статус платной дороги не означает, что кто-то монополизирует автомобильное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Согласно законодательству, обязательным условием строительства платной дороги является наличие альтернативной бесплатной магистрали. Очевидные преимущества строительства новой современной трассы, возможно, найдут свое воплощение в появлении аналогичных проектов, способных решить проблему, например, шоссе Энтузиастов, или Минского шоссе.