5631

Премьер-лига

Пятого сентября завершился ММАС-2010. Наверное, самый представительный из всех предыдущих, как, собственно, и положено нормальному автосалону класса «А», входящему в официальный календарь выставок организации OICA.

Пятого сентября завершился ММАС-2010. Наверное, самый представительный из всех предыдущих, как, собственно, и положено нормальному автосалону класса «А», входящему в официальный календарь выставок организации OICA. Да-да, два года назад Московский автосалон действительно обзавелся статусом международного и де-юре встал в один ряд с пятеркой крупнейших автомобильных дефиле из Детройта, Женевы, Франкфурта, Токио и Парижа. И нам впору начать это ценить.


Дело в том, что в этом году неожиданно как для общественности, так, похоже, и для себя самого ММАС определил вероятный путь собственного развития, превратившись из совершенно безликого и тем самым абсолютно бесполезного автомобильного мероприятия в своеобразную выставку реальных технологий. В том же Париже через три недели посетители местного «Mondial de l’automobile» в первую очередь будут восторгаться новой порцией «зеленых» концептов, выводком сверхэкологичных, но неоправданно дорогих гибридов, параллельно облизываясь на электромобили, массовые перспективы которых столь же близки, как повсеместное внедрение нанотехнологий. К нам же через два года, как и в этот раз, все те же производители привезут нормальные углеводородные машины, на которых все прогрессивное человечество ездить будет еще не одну пятилетку по причине банального отсутствия массово пригодной альтернативы.


И ведь крупных площадок для их демонстрации в мире, по сути, не осталось. Тот же Парижский или Франкфуртский автосалоны на футуристическую кривую съехали уже давно, Токио, похоже, на ней и родился... Последними сдались Женева и Детройт, причем последний пострадал во многом благодаря… американскому Конгрессу. Покрывшую его «изумрудную поросль» обитатели Капитолийского холма «высаживали» чуть ли не собственноручно.


Нам же столь скорое «озеленение» не грозит. Электричество у нас пока на порядок дороже ископаемых, а нефть с газом мы по большей части экспортируем. Другое дело, что уже в ближайшие двадцать четыре месяца организаторам российского дефиле нужно на порядок улучшить качество исполнения. Нынешний ММАС был на голову выше предыдущего, он наконец-то стал похож на солидное автомобильное мероприятие, но по сравнению с тем же Детройтом или Женевой нам еще учиться и учиться. Процесс запущен, движется полным ходом, но отладка потребует массы терпения и времени. Тогда как права на ошибку у Московского автосалона, в общем-то, и нет — автомобильная фортуна крайне непостоянна.


Впрочем, в этом году для нее нарисовался приличных размеров якорь: на ММАС-2010 как никогда много ассимилированных машин. По большому счету уже к весне будущего года количество иномарок, собранных в России, увеличится на восемь позиций, еще пяток моделей окажутся на ближних подступах. Но уже сегодня на ММАС все как у больших: 77 премьер, включая восемь мировых и семь европейских…

Стенд АвтоВАЗа на нынешнем авто­салоне по зрелищности, наверное, проигрывает многим именитым иностранным брендам. Однако если учесть, что только по итогам семи месяцев этого года доля автомобилей Lada на отечественном рынке легковых автомобилей составила около 30%, неудивительно, что тольяттинская экспозиция пользовалась особым вниманием публики.


Хотя бы потому, что здесь впервые демонстрировался так называемый проект R90 — реальный плод сотрудничества волжского завода с альянсом «Renault-Nissan». Этот многоцелевой универсальный автомобиль, начало серийного производства которого запланировано на весну 2012 года, явно составит конкуренцию Logan и Sandero, ведь пяти- или семиместный MPV будет вероятно дешевле, а укомплектован не хуже. Достаточно сказать, что потребителю будут доступны такие опции, как кондиционер, аудиосистема MP3/CD, четыре подушки безопасности, ABS…


Но это дело пусть и недалекого, но будущего. А вот семейства Priora и Kalina, представленные в новых версиях и с новыми опциями, — день сегодняшний. И, судя по продажам, крайне актуальный. Достаточно сказать, что Priora второй год подряд занимает первое место в рейтинге наиболее продаваемых в России моделей, ее доля рынка составляет сегодня 7,8%. Kalina если и отстает, то ненамного — четвертое место в рейтинге продаж с долей рынка 5,7%. Перечислять все новые опции, полученные моделями, сейчас смысла нет — с ними можно ознакомиться на сайте любого дилера АвтоВАЗа. Но вот на навигационной системе, которой с начала будущего года будут оснащаться некоторые комплектации седана Lada Priora и хетчбэка Lada Kalina, стоит остановиться подробнее. Как рассказали в пресс-центре АвтоВАЗа, это первая не только в российском, но и в мировом авто­строении серийная встроенная двухсистемная навигационная система ГЛОНАСС-GPS. Уже из названия новинки ясно, что в ее работе будут использованы две системы спутниковой навигации, дополняя и уточняя друг друга. Достаточно сказать, что если точность определения координат у систем GPS и ГЛОНАСС-GPS одинакова, то надежность их определения (скажем, в местах плотной и высокой застройки, в северных широтах) у ГЛОНАСС-GPS вдвое выше.


Экран навигационной системы интегрирован в комбинацию приборов — аккурат между спидометром и тахометром, что весьма удобно. «Подобное компоновочное решение, — говорит вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» по техническому развитию Евгений ШМЕЛЕВ, — является одним из самых удобных с точки зрения эргономики. Ведь перевод взгляда с дороги на комбинацию приборов и обратно — наиболее естественный и привычный для большинства водителей сценарий поведения. Гораздо более естественный, нежели перевод взгляда с дороги на экран навигатора, расположенного справа от водителя…»
И с этим трудно не согласиться. Тем более что об этом говорит и современный опыт ведущих мировых производителей: «Audi», VW, «Porsche» на некоторых своих моделях идут тем же путем.


Управление системой весьма удобно — оно расположено на правом подрулевом переключателе. Кстати сказать, на цветной экран высокого разрешения помимо навигационной информации выводятся и основные параметры работы автомобиля, и данные встроенного маршрутного компьютера. В системе предустановлены карты 83 регионов России (атлас дорог и обзорная карта), более 350 000 так называемых объектов интереса (АЗС, гостиницы, закусочные, магазины и т.д.). Карты содержат адресный план для 1500 городов и населенных пунктов с детализацией «до дома». Всего же на карту нанесено более 118 000 населенных пунктов страны. При этом обновлять и систему, и карты можно как в дилерских центрах, так и самостоятельно — через USB-интерфейс, расположенный очень удобно и доступно. При этом АвтоВАЗ планирует обеспечить бесплатное обновление навигационной системы и карт в течение гарантийного срока эксплуатации авто, то есть в течение трех лет с момента продажи машины.

Внезапно ожил завод ТагАЗ. Большой стенд, груда фанерных и металлических концептов, перелицованные китайские автомобили разной степени постыдности и невнятный персонал… Замеченный на стенде юноша без опознавательных знаков что-то мямлил про реструктуризацию задолженности и не имел ни малейшего понятия о возобновлении сотрудничества с «Hyundai». Зачем ТагАЗу понадобилось изображать из себя полноценную фирму со своим модельным рядом, он сказать также не смог. Жили бы себе тихонько на контрактной сборке престарелых корейских автомобилей и позорных китайских и не тратили бы ни сил, ни денег на создание чего-нибудь своего. Кстати, провальную «Вегу», созданную в конспиративном подполье п