4750

С умом по Москве не проедешь

“МК” выяснил: интеллектуальные системы на столичных дорогах — не панацея от пробок
Возможно, уже в 2012 году московские дороги может оплести паутина чувствительных датчиков, видеокамер и умных светофоров. Об этом свидетельствует проект постановления столичного правительства “О создании интеллектуальной транспортной системы Москвы”.
Поделиться

В проекте постановления перечисляются меры, способные, по мнению разработчиков, улучшить транспортную обстановку без массового строительства дорог. В начале документа расписана так называемая концепция. В ней, в частности, описаны причины возникновения пробок — из-за узких мест, недостаточной пропускной способности и несинхронной работы светофоров.

Потом идет объяснение того, что собой представляет интеллектуальная транспортная система. В нее входят и система мониторинга парковочных мест, и массовое введение камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. Разумеется, “умная” система включает в себя и информирование участников дорожного движения. Подразумевается не только установка больших экранов, на которые станет выводиться информация о пробках, но и оповещение водителей прямо в машинах.

— Для этого нужно оснастить автомобили специальными бортовыми устройствами на основе спутниковой технологии, — рассказал “МК” директор департамента программ развития Минтранспорта РФ Алексей Семенов. — Она дает привязку к месту и данные о скорости. Системы спутниковой навигации должны быть интегрированы с интеллектуальной транспортной системой, то есть подсоединены к диспетчерскому центру. Водитель будет и получателем информации, и передатчиком: система, считывая данные с автомобилей, будет иметь полную картину ситуации на дорогах. Предусмотрено, что с 2013 года отечественные машины будут оснащаться устройствами на автозаводах, а на ввезенных автомобилях будет определенный порядок их установки.

ГЛОНАСС — это для нас

В 2011 году на создание интеллектуальной системы планируется потратить без малого 6,3 миллиарда рублей. На первом этапе планируется преимущественно организаторская работа. Нужно понять, кто за что будет отвечать и разобраться с имеющимся хозяйством.

— Особенность будущей столичной “умной” системы — мы должны использовать нашу спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, — говорит эксперт по разработке автоматизированных систем Виталий Комаров. — Больше того — за неиспользование систем ГЛОНАСС в транспорте наступает ответственность с июля 2011 года. Это тоже накладывает отпечаток на разработку отечественной “умной” системы.

Большое внимание уделяется расширению автоматизированной системы управления светофорами “СТАРТ”, разработанной 20 лет назад. Известно, что ее оборудование из ведения столичной ГИБДД перейдет в оперативное управление Центру организации дорожного движения при правительстве Москвы.

Недавно проводился анализ системы “СТАРТ”. Всего в Москве 1200 светофоров, “СТАРТом” охвачено лишь около 400. Сама система создает коллизию.

— “СТАРТ” — это пример так называемой лоскутной автоматизации: пробки просто перемещаются в соседние районы, — вторит предыдущему эксперту Алексей Семенов. — Есть элементы управления транспортом, но, будучи разрозненными, они не дают эффекта.

В одном из приложений к проекту дается развернутая информация о “СТАРТе”. В частности, дается список дорог, контролируемых системой уже сейчас. Примечательно, что там есть уже упоминавшиеся Волгоградский проспект и Люблинская улица. Напомним, не так давно сервис “Яндекс.Пробки” опубликовал исследование самых заторных мест в городе. Так вот, пересечение этих двух трасс было признано наихудшим во всей столице.

Без новых дорог система не заработает

Авторы проекта постановления ссылаются на успешный международный опыт по внедрению автоматизированных систем управления движением. Однако, по мнению специалистов, в данный момент в Москве эта мера вряд ли даст столь же хороший результат, как за рубежом. Дело в том, что “умная” система способна эффективно работать, если в городе есть так называемая “связность сети”, то есть существует много вариантов, как проехать из точки А в точку Б. Однако в Москве немало анклавов, соединенных друг с другом либо парой мостов, либо МКАД.

Но если автомобилисты вынуждены ехать по одной-единственной дороге — как светофор ни включай, толку не будет. Взять, к примеру, то самое пересечение Волгоградки и Люблинской: один перекресток, две оживленные дороги. Других путей проезда нет — и никакая “умная” система ничего нового в этом месте придумать не сможет.

— Методы, которые используются для управления транспортом, несовершенны, в том числе за рубежом, — утверждает Виталий Комаров. — Недаром в мае Европейская комиссия приняла новые ориентиры по организации умных транспортных систем. При этом они совместимы на территории всей Европы. В идеале будущая московская система должна быть совместимой как минимум в пределах соседних государств.

Можно ли назвать точную дату начала работы системы в Москве? “Ее можно будет определить, только когда начнется проектирование, — отвечает Алексей Семенов. — До того нужно сделать серьезнейший анализ дорожно-транспортной ситуации Москвы. Хочу подчеркнуть: эта работа форсирована. Минтранс совместно с Комитетом Госдумы по транспорту готовит проект концепции Закона “Об интеллектуальных транспортных системах”. Он очень важен. Во-первых, позволит прийти к единым стандартам — все “умные” системы будут совместимыми друг с другом. Во-вторых, ускорит их внедрение по всей стране”.