8234

Выжать любой ценой

«Атмосферный бензин» взорвет мировые рынки. Если выживет
Британские ученые, это такие ученые, которых хлебом не корми, но дай семенную жидкость хомячков понюхать, женщин «за 30» поизучать, или мужиков «за 40»... Но кое-кто из них и делом занимается. Например, синтезируют бензин... из воздуха.
Поделиться
Изображение Выжать любой ценой

Достаточно известная английская газета Independent в прошлый уик-энд выдала заметку, в которой рассказала о том, что группа британских ученых разработала уникальную технологию производства горючего из... атмосферного воздуха, точнее из содержащегося в нем углекислого газа и водяных паров. Ньюсмейкером явилась небольшая английская компания «Air Fuel Synthesis» из Дарлингтона, которая в августе этого года смогла-таки синтезировать таким образом 5 литров горючего. Как рассказал глава компании Питер Харрисон, представивший свое открытие в лондонском Институте механической инженерии: «Мы взяли диоксид углерода из воздуха и водород из воды и обратили эти элементы в горючее. Никто раньше ни в нашей стране, ни, насколько мне известно, за рубежом не делал этого. Жидкость выглядит и пахнет, как бензин, но это гораздо более чистый продукт, чем бензин, полученный из нефти». Если вас не устраивает мнение заинтересованного лица, стоит прислушаться к мнению главы департамента энергетики и окружающей среды Института механической инженерии Тима Фокса: «Все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда... Процесс использует хорошо известные всем компоненты, но что восхитительно - это то, что они сумели свести воедино весь этот процесс и показать, что он может приносить результаты».

Если это действительно так, друзья мои, то мир стоит на пороге революции, поскольку массовое внедрение этой технологии, во-первых, решит проблему грядущего дефицита углеводородов, а во-вторых, избавит наших потомков от пресловутого глобального потепления, ибо для производства топлива человечество станет использовать тот же углекислый газ, что выбрасывает в атмосферу путем его сжигания в ДВС. Это мнение, разделяет и заместитель британского премьера Ник Клегг, после посещения лаборатории заявивший: «может быть, я действительно увидел будущее»...

Но проект сначала нужно реализовать. И этот момент представляется мне наиболее сложным. Не только потому, что адаптация любой лабораторной технологии к промышленным масштабам производства вызывает массу трудностей, но и из-за известного нефтяного лобби. Мало того, вместе с нефтяниками единым фронтом выступят и нечистые на руку экологи, особенно те, что ратуют за снижение выбросов СО2 за повсеместный запрет «этих грязных и вонючих автомобильных моторов», ведь в таком случае им просто перестанут выделять гранты на поддержание деятельности.

И эти товарищи уже активизировались. В частности, та же Independent озвучила слова главы департамента изменения климата WWF-UK Кейта Аллота, заявившего, что идея производства бензина из атмосферного воздуха крайне далека от коммерческой реальности. Он, конечно, прав, но тот же WWF вполне может поспособствовать ускорению этого процесса, в том числе и материально, поскольку этот проект в полной мере соответствует задачам и политике фонда.

А чуть раньше издание опубликовало письмо некоего доктора Уильяма Флуда, который, не приведя ни одного аргумента, назвал эту разработку несостоятельной, говоря о том, что современная химия способна произвести топливо из дерева и даже грязных носков, но все это слишком дорого. Вполне вероятно, этот человек действительно доктор и, скорее всего, имеет степень по органической химии, и, возможно, его мнение имеет некий вес в научном сообществе, тем не менее, какой из 27 миллионов идентифицированных поисковиком докторов Флудов прислал письмо в редакцию газеты, нам выяснить не удалось. Впрочем, у него тут же образовался не менее независимый оппонент в лице почетного профессора Университета Кента Ричарда Джонса, устыдившего доктора Флуда в банальном непрофессионализме, и выразившего мнение, что если бы тот соизволил провести простейшие термодинамические расчеты, лежащие в основе процесса и оценил положительные последствия для окружающей среды, то пришел бы к выводу, что затраты на производство «воздушного бензина» не является таким уж серьезным недостатком. По его мнению, для успешной реакции коллегам из AFS достаточно было иметь эффективный катализатор, и раз эксперимент удался, такой катализатор был найден. Таким образом, настаивает профессор Джонс, эта технология не станет такой уж дорогой. К тому же выводу, к слову, пришли и химики из «Air Fuel Synthesis», по их расчетам, тонна бензина, полученного изобретенным ими способом обойдется в 400 фунтов стерлингов. Разумеется, это дороже, чем тонна бензина, полученного из ископаемой нефти, но не в разы!

Но именно в этом кроется главная угроза, способная погубить проект на корню. Дело в том, что для отработки технологии компании необходимы инвестиции на постройку, оборудование и запуск небольшого завода, способного производить около тонны топлива в день. А это уже вполне серьезные инвестиции. «Air Fuel Synthesis», разумеется, не сборище энтузиастов и за ними стоит вполне конкретный человек – профессор Тони Мармонт (раньше работал на Shell), вложивший в компанию около 1,2 миллионов фунтов. Это достаточно много, даже по британским меркам, тем не менее, чтобы реализовать вторую стадию проекта потребуется сумма в 5-6 миллионов. Как вы понимаете, количество желающих расстаться с этими деньгами за эти несколько дней разрослось до невероятных масштабов, однако в выборе бизнес-партнера британцам следует быть предельно аккуратными, поскольку нефтяники при первой же возможности не только прикарманят компанию, но и похоронят проект. Не своими, так нанятыми специально для этого руками. Денег и власти им точно хватит, тем более, что требуемая сумма по меркам их бизнеса – капля в море. И именно поэтому проект производства бензина из воздуха, изобретенный «Air Fuel Synthesis», зеленого света на своем пути, боюсь, не увидит, поскольку результатами своих исследований британцы перешли дорогу, наверное, самой мощной и богатой прослойке современного общества.