9938

Как это будет по-фински?

Наш корреспондент сравнил финскую и чеченскую автожизнь и нашел… много общего
Финляндия считается одной из самых удобных стран для российского автотуризма и маршруты по ней давно уже проложены и описаны. Но меня интересовало другое. В Стране тысячи озер я оказался сразу после командировки в Чечню. И подсознательно сравнивал нынешнюю российскую провинцию с бывшей.
Изображение Как это будет по-фински?

Штраф зависит от дохода

Если горячие горцы ПДД не признают и не знают (это касается и гаишников), то у горячих финских парней в этом отношение генетическое послушание. К счастью, моя первая поездка по стране случилась на такси, которое рано утром отвозило меня из гостиницы в Хельсинки к месту работы в провинциальном городке. Я долго не мог понять, почему на пустом 8-полосном шоссе водитель на представительской Volvo держит жалки 90 км/ч. Оказывается, строго соблюдал установленный скоростной режим. Тут до меня дошло, что я уже не в горной республике и мне придется поневоле адаптироваться под местные нравы. Забегая вперед, скажу, что поначалу это крайне сложно, так же как и в безбашенной Чечне. В первую очередь из-за законопослушности финнов. Которая подогревается не патриотическими воззваниями, а рублем. Точнее, евро.

В городке Кирконнумми мне раскали более, чем интересную историю. Там находится штаб-квартира крупной всемирноизвестной компании. Однажды ее топ-менеджер умудрился нарушить сразу несколько важных пунктов ПДД. В итоге поездка обошлась ему в 100 000 евро! В другом случае за превышение скорости в два раза в Хельсинки был оштрафован финский миллионер на 170 000 евро и этот случай попал в Книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что при серьезных нарушениях штрафы не тарифицируются, а высчитываются из дохода. Думается, что такая система хорошо бы сработала для чиновничьих машин в российской столице. Что касается «подрезания», то финские водители такого слова даже не знают. Битый час я на ломанном английском пытался объяснить, что это значит, но тщетно. В результате финны подумали, что я пересказываю им сюжет «Звездных войн».

Движение в потоке по трассе напоминает строевую подготовку в армии. Знак ограничения «100» — все ровно на столько и едут. Знак «50» — значит 50. Советую остановиться в час пик на трассе, отойти в сторонку и понаблюдать это действо со стороны. Завораживающее зрелище, не хуже синхронного плавания. Кстати. 50 км/ч — максимальная скорость движения в населенных пунктах. При этом вас могут остановить за слишком медленную езду, если вы тормозите поток. Но штраф не выпишут, а только пожурят. Кстати, для автопоездов по всей стране действует ограничение «80». Это вам не автовозы, на всех парах несущиеся по трассе Москва-Питер!

Знаковая кабалистика

Теперь о самих дорожных знаках. Их в Финляндии, как и в остальной Европе, великое множество и зачастую с пояснениями, которые для российского водителя больше напоминают магические формулы. Они висят чуть ли не на каждом столбе и указывают все возможное, что может заинтересовать автомобилиста: от туалета до парковки. Посему небольшой ликбез.

Знак, ограничивающий скорость при въезде в населенный пункт — черные цифры на желтом фоне. Действует он до следующего ограничителя, а не до ближайшего перекрестка. Знак парковки — отдельный момент в финской автожизни. Если вы привыкли парковаться там, где свободно, можете сильно разориться. Надпись «Pysakointi kielletty» — парковка запрещена. «Vain talon asukkaille» — разрешена, но только для обитателей данного строения. Это может быть жилой дом, офис, завод и т.д. Есть частные стоянки, которыми пользуется владелец, его родственники и друзья. В таких случаях на стояночном месте указывается номер квартиры. В многоподъездных домах есть отдельные стоянки для гостей. Кстати, в Чечне во дворах так же есть нечто подобное, только без знаков.

Так же нельзя парковаться по правой стороне дороги, где проведена сплошная желтая линия и где вообще нет никаких знаков! Платные парковки определяются стоящими рядом автоматами. Квитанцию стоит положить под лобовое стекло. Не вздумайте оставлять ее прижатой «дворником» снаружи —обязательно украдут. Тем, кому жалко одного евро, стоит гнать «железного коня» в «стойло» у ближайшего гипермаркета. Там всегда парковка бесплатна. Это же идеальный вариант ничего не нарушить. Тоже самое касается и большинства отелей. Отдельная песня — подземные паркинги, которые обозначаются электронным знаком «Р». Рядом с ними указывается количество свободных мест. Если написано слово TILAA – места есть, TÄYNNÄ – все занято. Посему в столице и других крупных городах лучше оставить машину и перемещаться пешком или на общественном транспорте. Кстати, трамвайчики в Хельсинки – нечто особенное. Дореволюционный шарабан снаружи с хайтековской начинкой внутри.

Финские пешеходы – вверх победы европейской толерантности. Они не прикосновенны. Если переходы расположены через каждые 20 метров, то на всех них надо притормаживать. При этом, так же как и в Чечне, пешеходы пересекают проезжую часть по всем возможным траекториям. «Враги рода водительского» уверены, что им все позволено.

Еще одно сходство с Чечней – нелюбовь к любой тонировке. Но если в горной республике это регламентируется тем, что «Рамзан сказал», то в Финляндии — соответствующим законом. Любое затемнение передних стекол возможно только в заводской комплектации автомобиля. Любые светозащитные пленки запрещены.

Техосмотр на границе

Так же полностью запрещены радар-детекторы. Даже если этот гаджет выключенным лежит в бардачке. Но в отличие от чеченских гаишников, местные стражи дорог туда никогда не полезут. Кстати, про осмотры транспортных средств. Они в Финляндии возможны только при въезде в страну и во время антитеррористических мероприятий, которых, впрочем, тут никогда не было. Причем при проверке обращают внимание не на то, что лежит в салоне, а на техническое состояние автомобиля. При въезде в страну обращают внимание на исправность фар, поворотников, стеклоомывателя, тормозов и рулевого управления. Могут докопаться до отсутствия заднего «дворника», ржавчины, больших вмятин и других повреждений. При этом российская диагностическая карта, подтверждающая прохождение ТО, финских правоохранителей вообще не интересует.
Еще одна финская особенность – внимание к шинам. С начала декабря по конец февраля легковушки и пикапы должны быть переобуты. Причем шиповка разрешена только в это время. Комбинация шиповки с обычной резиной так же запрещена.

Но самый главный объединяющий с РФ фактор – отмороженные водители общественного транспорта. Финский рулевой огромного автобуса даст фору любому нашему «маршруточнику». С остановок эта грамадина стартует резко и, не обращая ни на кого внимания, вклинивается в дисциплинированный поток. Лучше пропустить. Подобные экзерсисы можно постоянно наблюдать на центральном автовокзале в Хельсинки. Более безбашенны здесь только лоси, которых вокруг финских дорог обитает множество. Аккуратные финны не всегда могут избежать столкновения с ними. Поэтому автострады стараются ограждать сетками и заборами. Отсюда полезный совет: если вы пропустили лося, не торопитесь набирать скорость – они ходят семьями.

Бойцы видимого фронта с лазерами

Теперь поговорим непосредственно о финских придорожных полицейских. В отличие от российских коллег они никуда не прячутся, а открыто стоят с лазерными радарами в руках. Если в крупных городах они хорошо владеют английским, то в глубинке общение с ними напоминает разговор немого с глухим. Пример: оставил на несколько минут машину с включенным двигателем. Стражи дорог немедленно окружают авто: один снимает на планшетник, другой на видеокамеру, третий использует вообще непонятный россиянину прибор. Словом, накидываются аки вороны! В результате получасового разговора при помощи жестов выясняется, что оставлять работать двигатель даже на небольшое время – нельзя. Самое интересное, что о правонарушении им сообщили сознательные граждане, которые тут же позвонили «куда следует». Другие помощники стражей дорог – многочисленные камеры видеонаблюдения.

Здесь уместно поговорить о штрафах. В некоторых случаях, повторимся, он исчисляется из годового дохода. По мелочи – от 10 до 50 евро. Это, как в моем случаи, за работающий двигатель, а так же непристегнутый ремень, не включенный ближний свет и т.д. Штраф нужно оплатить в любом банке в течение двух недель. Иначе потом можно не получить визу на въезд в страну. Самое интересное, что в банках на этих операциях работают говорящие по-русски клерки.

Ну и напоследок любимая тема – алкоголь. Здесь «политика партии» такая же как и в России: после каждого праздника усиленные проверки на дорогах. Допустимое содержание алкоголя – пол-промилле. Тяжкое нарушение с огромным штрафом и тюремным заключением – 1,2 промилле. Самое интересное, что прибором зачастую и пользоваться не надо. Дело в том, что финны в огромных количествах потребляют слабоалкогольные коктейли, которых в магазинах около пятидесяти видов. «Выхлоп» от них чувствуется за несколько метров.