8009

Citroёn вернет Лоеба на подиум?

По статистике, после смены специализации чемпионы чаще всего перестают выигрывать
В пятницу глава российского офиса Citroёn Жан-Луи Шамла подтвердил, что Себастьян Лоэб в будущем году выступит в составе заводской команды в серии WTCC. В связи с этим мы вспомнили еще четырех топовых пилотов, сменивших специализацию в ходе карьеры
Поделиться
Изображение Citroёn вернет Лоеба на подиум?

Информация о том, что Сэб в 2014-м будет выступать в WTCC появилась еще летом, тем не менее, в связи с плачевным финансовым состоянием PSA, новая спортивная программа «Citroёn» некоторое время назад оказалась под угрозой. И все же 9-кратный чемпион мира по ралли в кольцевом WTCC все-таки выступит. Тут, правда, стоит отметить, что он – далеко не первый топовый пилот, сменивший свою специализацию. Тем не менее, большинство его коллег, решившихся на столь радикальный поворот в карьере, успехов на новом поприще так и не добились.

Кими Райкконен

Маршрут: Формула-1 – WRC – Формула-1

Если Лоэб решил сменить ралли на асфальт, то Райкконен, до сих пор считающийся одним из лучших гонщиков современности, в 2010 проследовал в обратном направлении, а спустя два года вернулся в Формулу-1.

Технически его дебют в WRC состоялся еще в 2009 году, но полноценный контракт с командой Citroёn Junior Team он подписал в марте 2010-го. Мало того, в 2001-м он создал собственную команду – ICE One Racing, за которую и откатал весь сезон. Впрочем, особых успехов участие в ралли Кими не принесло – он лишь дважды замкнул десятку в общем зачете. А в конце 2011-го Райкконен подписал двухлетнее соглашение с «Lotus», хотя в тот момент ходили слухи, что он близок к заключению контракта с другой командой – «Williams».

Причем, в Формулу-1 Кими, похоже, вернулся всерьез и надолго, поскольку в сентябре прошлого года стало известно, что в 2014-м и 2015-м годах он снова будет выступать за «Ferrari», в составе которой он стал чемпионом в 2007 году.

К слову, Райкконен успел попробовать свои силы даже за океаном, проведя пару гонок в серии NASCAR.

Роберт Кубица

Маршрут: Формула-1 – WRC2 – WRC – ?

Роберт Кубица пока не стал чемпионом Формулы-1, но, вполне вероятно, что он им никогда не станет из-за аварии, случившейся в 2011 году во время Ралли Ронди ди Андора, в результате которой поляк получил множественные переломы правой руки и серьезно повредил правую ногу. Но в то же время, он является действующим чемпионом по ралли в классе WRC2, новый же сезон он начал в составе M-Sport в большом WRC. Так что, не исключено, что он станет новым Сэбом...

Майкл Андретти

Маршрут: CART – Формула-1 – CART

Сын знаменитого Марио Андретти – Майкл – почти всю карьеру провел в чемпионате CART.

В 1991-м он стал там чемпионом и в 1993 году в составе «McLaren» дебютировал в Формуле-1. Стоит заметить, что Андретти-младший оказался напарником Айртона Сенны.

Тем не менее, роман с «королевой автоспорта» у него не сложился: один подиум по ходу сезона и всего два финиша в очковой зоне – явно не то, что ждали от сына именитого чемпиона. В общем, за три гонки до финиша чемпионата его заменил Мика Хаккинен.

Вернувшись в Северную Америку Майкл Андретти продолжил свои выступления в CART, однако прежнего уровня как действующему пилоту ему достичь так и не удалось.

Мика Хаккинен

Маршрут: Формула-1 – DTM

Заменивший Андретти финн выступал в Формуле-1 в течение 11 сезонов (начиная с 1991 года), причем, девять из них он провел за «McLaren» и лишь два стартовых – за «Lotus». Однако, Хаккинен оказался не из ранних – первого чемпионства ему пришлось ждать до 1998 года. Впрочем, он повторил это достижение уже в следующем сезоне.

Спустя два года после получения второго титула, Мика объявил о завершении спортивной карьеры. Но в 2004-м году стало известно, что новый соревновательный год он начнет в чемпионате DTM. В итоге он провел там три сезона, выиграв всего три гонки.

Найджел Мэнселл

Маршрут: Формула-1 – CART – Формула-1

Карьера «Британского льва» всем давно и хорошо известна: 15 сезонов в Формуле-1, один чемпионский титул, и три вице-чемпионских. Мало того, несмотря на то, что список его достижений короче списка того же Шумахера, по статистике Мэнселл до сих пор является одним из лучших гонщиков в истории. У него за плечами 31 подиум, 30 рекордов времени круга, 56 поулов, 17 дублей (поул плюс победа в гонке), 9 лидирований от старта до финиша (9638 километров лидирования) и 4 «больших шлема» – лидирование от старта до финиша плюс самый быстрый круг... И ни одного полного сезона без призового подиума. Вот Шумахер, Пике, Прост и Сенна себе такое позволяли.

Выиграв-таки свой чемпионский титул в Формуле-1 в 1992 году, на следующий сезон Мэнселл заявился в CART, и опять стал чемпионом. К слову, это был еще один рекорд: никто ни до, ни после британца не выигрывал серию в первый же год своего в ней участия. Наверняка, он бы продолжил, но следующем сезоне его подвела машина, поэтому Найджел принял решение вернуться в Williams, где на пару с Кулхардом должен был делать чемпионом Дэймона Хилла. Это почти удалось, но в Австралии, где решалась судьба титула, Хилл сошел. Вместе с ним ним с трассы вылетел и второй претендент – Шумахер-старший. Но поскольку он опережал соперника на одно очко, корона досталась именно ему. Мэнселлу, который стартовал в той гонке с поул-позишн, пришлось тряхнуть стариной и в 31-й раз взобраться на подиум. Эта победа, к слову, принесла команде утешительный приз в виде Кубка Конструкторов. Но это была последняя победа постаревшего «льва» – в следующем сезоне его хватило лишь на две гонки, после чего он свыкся с неизбежным и покинул автоспорт.

Хуан-Пабло Монтойа

Формула-1 – CART – Формула-1 – NASCAR – INDYCAR

Еще толком не начав свою карьеру в Формуле-1, получив лишь место тест-пилота в «Williams», Хуан-Пабло Монтойа оказался в CART – в 1999 году Френк Уильямс обменял его на упомянутого ниже Алессандро Дзанарди. Тем не менее, понижение в классе колумбиец использовал на все 100%, став самым молодым пилотом в истории этой американской серии. А в 2000 году Уильямс заполучил его обратно, но уже в качестве боевого пилота.

После были четыре сезона в «Williams» и два в «McLaren Mercedes». Лучшими в карьере Монтойи были сезоны 2002 и 2003, причем, в последнем он имел реальные шансы на титул, но в итоге вновь оказался на третьей позиции. С «Маклареном» колумбиец становился четвертым и восьмым, причем в начале второго сезона он узнал, что через год в команду перейдет Фернандо Алонсо, так что из команды в конце года придется уйти либо ему, либо Райкконену. Позиции последнего за счет луяших результатов выглядели серьезнее.

Такое давление не могло ни сказаться на результатах и в середине 2006 года он покинул Формулу-1, предварительно заключив контракт с командой NASCAR. За океаном он дебютировал в январе 2007 года, с ходу выиграв суточную гонку в Дайтона-бич. Этот марафон покорился ему и в следующем году, и в 2013-м, тем не менее, более значимым достижением Монтойи является попадание в финальную стадию борьбы за кубок, а также попадание в десятку лучших.

Осенью же прошлого года прошла информация, что в 2014 году Хуан-Пабло Монтойа вернется в гонки машин с открытыми колесами, в серию INDYCAR, поскольку его теперь уже бывшая команда отказалась продлевать контракт. Ходили слухи, что колумбиец отказал команде Майкла Андретти и предпочел перебраться в конюшню «Penske».

Бонус

Алессандро Дзанарди

Маршрут: Формула-1 – CART – Формула-1 – CART – ETCC – WTCC

С тех пор, как Дзанарди позвали в Формулу-1, его помотало по многим командам и различным сериям. В F1 он дебютировал в конце 1991 года, откатав две гонки за «Jordan». В очки он не попал ни разу, оба раза финишировав на девятой позиции. Кстати, бороться за место в болиде тогда ему пришлось с Роберто Морено и будущим 7-кратным чемпионом мира – Михаэлем Шумахером. Следующий сезон он провел как тест-пилот за «Minardi». Там ему пришлось заменять Кристиана Фиттипальди, но в двух гонках из трех он не смог квалифицироваться, а в третьем – сошел.

Тем не менее, в 1993-м он переходит в «Lotus» и даже завоевывает очко в Гран-При Бразилии, однако закончить сезон ему не удалось из-за аварии на тренировке. Следующий год для гонщика оказался также крайне неудачным – ноль очков в десяти гонках.

В 1996-м Дзанарди перебрался в серию CART, где смог по ходу дебютного же сезона выиграть три гонки. Следующие же два года он неизменно брал чемпионский кубок. Эти успехи незамеченными не остались – его пригласили в Williams. Но Алессандро вновь выступил крайне неудачно и по окончании сезона был уволен. Это был шанс снова вернуться в CART, коим он не преминул воспользоваться. Тем не менее, свой успех он так и не повторил.

В 2001 году Дзанарди попал в страшную аварию и потерял обе ноги, однако гонщик нашел в себе силы пройти курс реабилитации и снова вернуться в автоспорт. В 2004-м он как боевой пилот выступил в Чемпионате Европы по автогонкам в классе Туринг, а в 2005-м дебютировал в WTCC, где в общей сложности провел четыре сезона.

И еще одно – в 2012 году Дзанарди стал Паралимпийскии чемпионом, выиграв две золотые медали в гонках на ручных велосипедах на дистанциях 16 и 64 километра.