15781

Российский авторынок: кто круче

На падении продаж тоже можно заработать
Заработать на падении рынка? Без проблем! Продажи снижаются, отчеты фиксируют убытки, но именно в такие моменты производители готовят задел на будущее, отвоевывая пространство у конкурентов. Мы выяснили, кто преуспел в этом вопросе больше остальных.
Поделиться
Изображение Российский авторынок: кто круче

Последний опубликованный отчет AEB зафиксировал очередное 12-процентное падение спроса на автомобили. Примерно 28 тысяч клиентов в мае до дилеров так и не добрались. Притом, за «нулевую» позицию в данном случае был взят результат мая 2013-го, который, в свою очередь, был ниже предыдущего на те же 12%. То есть реально продавцы не досчитались уже порядка 60 тысяч покупателей.

Все это говорит об одном – российский авторынок пребывает в глубоком кризисе и выбираться из него не собирается. Во всяком случае позитивных тенденций ведущие аналитики даже с лупой разглядеть не в состоянии, надеясь на то, что падение во втором полугодии хотя бы немного замедлится.

Тем не менее, данные результаты касаются лишь общих трендов. «Бои местного значения» продолжаются, поскольку на падении продаж можно если не заработать, то серьезно подвинуть ближайших конкурентов. Чем компании сейчас, собственно говоря, и занимаются.

Итак, мы выяснили, кто действительно круче: падающий АВТОВАЗ, амбициозный Volkswagen или Hyundai и KIA?!!

Renault-Nissan-AVTOVAZ: доля рынка – 31,6%

Возможно, вы будете удивлены, но несмотря на то, что корейцы почти догнали в личном зачете LADA Granta, они лишь до тройки добрались, притом, шансов стать первыми у них в ближайшее время не появится. Безоговорочный лидер – недавно образованный альянс Renault-Nissan с АВТОВАЗом. На его долю сегодня приходится уже 31,6% всего российского авторынка, то есть каждая третья машина, проданная в России, произведена альянсом.

Примечательно тут вот что: еще два года назад она стабильно снижалась, а год назад составляла 29,5%. Два процента. Казалось бы, немного, однако на них вполне можно не просто выживать, но жить. Если взять за основу годовой показатель, то речь о 55 000 автомобилей. Все марки, которые располагаются ниже 15 позиции за год продают заметно меньше, хотя в этом списке не только премиальные BMW, Mercedes и Audi, но и вполне демократичные Mazda, SsangYong, Honda и оба бренда, входящие в PSA. И теперь представьте, что начнется, когда на рынок окончательно выйдет новый Logan, а Datsun выйдет на полную мощность...

Hyundai-KIA: доля рынка – 16,1%

Формально Hyundai и KIA в России представлены разными импортерами, то есть продажи и доходы компании считают отдельно. В принципе, это удобно, поскольку позволяет трезво оценить свое положение на рынке, но в то же время, когда во главу угла аналитики начинают ставить общий объем продаж, такие марки до ближайших конкурентов как раз и не дотягивают. В общем, мы сложили доли обоих брендов, что позволило Hyundai и KIA опередить Volkswagen, причем, с весьма солидным запасом.

Кстати, несмотря на количественное снижение спроса (KIA – минус 2%, Hyundai – минус 3%), свою долю на рынке корейцы за год увеличили на 1,6%. Более серьезный рост показал лишь уже упомянутый Renault-Nissan-AVTOVAZ, остальные либо в нуле, либо в минусе.

Впрочем, тут нет ничего странного: Solaris, Rio, ix35 и Sportage. Все четыре модели входят в Топ-20 на российском авторынке, притом, первая пара прочно оккупировала вторую и третью позиции в личном зачете и во второй половине года вряд ли уступит кому-либо из преследователей.

Volkswagen Group: доля рынка – 11,2%

С VAG все достаточно просто: несмотря на спад, немцы прочно удерживают причитающуюся им долю. Проще говоря, их продажи снижаются со скоростью падения рынка. Но в то же время, если взглянуть на результаты позапрошлого года, он вырос примерно на 0,5%. Однако отрыв от первого места тут по-прежнему чудовищный – 20%. Да и от корейцев VAG тоже серьезно отстает.

В общем, немцам пора несколько пересмотреть маркетинговую политику. Выходящий на рынок Skoda Rapid ситуацию вряд ли изменит. Может натянет еще процент-полтора, но более перспективных машин в загашнике VAG по-прежнему не наблюдается.

Toyota: доля рынка – 7,4%

Toyota, кстати, тоже неплохо воспользовалась ситуацией. Если год назад японцы контролировали 6,5% российского авторынка, сегодня уже 7,4%. Комментировать тут, в общем-то, нечего. Еще год назад было понятно, что новый RAV4 снова будет если не самым популярным, то, как минимум, весьма востребованным автомобилем. То же касается и Corolla, о Camry с ее армией поклонников и доступом к федеральным ресурсам (парки Министерства Обороны, Прокуратуры и Следственного комитета) и говорить нечего. На треть увеличившийся спрос на Lexus – как вишенка на торте. Фактические продажи выросли на 400 автомобилей.

GM: доля рынка – 6,7%

А вот и первый неудачник. GM продолжает проседать: майские продажи снизились на треть, притом, американцы в общей сложности не досчитались порядка 6 тысяч клиентов. В целом же за год доля рынка снизилась с 8,4 до 6,7 процента и это – весьма существенное падение. Тем более, что и Cadillac, и Opel, и Chevrolet сейчас не в той форме, чтобы всерьез повлиять на ситуацию.

С другой стороны, опасаться американцам пока некого и нечего. Ближайший преследователь – ГАЗ. Но его показатели вдвое ниже, кроме того, доля там тоже снижается. То есть из пятерки до конца года GM вряд ли вывалится.

Остальные: доля рынка 27%

По сути, из оставшейся части рейтинга, почерпнуть что-то интересное почти нереально. На все оставшиеся группы и бренды приходится чуть больше четверти рынка, а там без малого полсотни наименований. Можно, конечно отметить рывок Mazda, увеличившую свою долю с 1,4 до 1,9 процента, почти догнав тем самым Ford. Американцы, к слову, скатились до 2%, хотя в мае прошлого года этот показатель был вдвое выше. Не лучшим образом дела обстоят и у PSA – 1,6% вместо 2,3% ранее. А вот BMW и Mercedes постепенно улучшают свои позиции, но в премиальном сегменте своя специфика, от колебаний массового рынка он почти не зависит.