41457

Эволюция: откуда пошли подрессоренные массы

Краткий курс истории четырехколесных транспортных средств
Что такое автомобиль знают все. Не все представляют, как именно и что конкретно в нем работает, но примерно представляют, что и для чего используется. Однако сегодня мы поговорим о том, как, начав с арбы, человечество доросло до крытых экипажей.
Поделиться
Изображение Эволюция: откуда пошли подрессоренные массы

С тех пор, как на планете Земля появилось колесо, недостатки транспортных средств в основном были связаны с отсутствием достаточного количества существ, способных приводить все это в движение. Скорее, речь даже шла о неравномерном распределении соответствующих животных. В итоге, кое-кто из сильных и просто богатых позволял себе эксплуатацию рабского труда, но, как показала практика, лошади, а, порой, и коровы на этом поприще обладали куда более серьезным запасом прочности, ибо были сильнее и выносливее. Но, главное, – быстрее.

По большому счету, человечество модифицировало колесницы и повозки на протяжении без малого пяти тысяч лет. Автомобиль при этом и двухсотлетнего юбилея не справил.

Итак, первое, что было придумано человеком – элементарная арба, представлявшая собой деревянный настил с прикрепленной к нему осью и двумя колесами по бокам. Кто приводил ее в движение было не так уж принципиально. Это с равным успехом мог быть и ишак, и мул, и лошадь, и даже человек. Вероятно с последнего все и началось, однако кто-то, наконец, догадался, что вьючное животное в таком случае гораздо эффективнее. Когда и где это случилось впервые – вопрос открытый, и ответ на него вряд ли когда-либо будет найден. Процесс идентификации осложнен и тем, что дерево – материал не вечный, тогда как речь идет не о сотнях, а о тысячах лет.

Далеко не самые примитивные по своему строению колесницы, к примеру, своими корнями уходят в 3-е тысячелетие до н.э. Их прототипы использовались еще прото-индоевропейцами в Месопаотамии. Они были рассчитаны на одного-двух человек и запрягали в них не более пары лошадей. Наиболее часто колесница находила применение в войнах, так как являлась легким и чрезвычайно быстрым транспортным средством. Притом, использовали ее не столько в качестве высокомобильного рода войск, сколько как средство доставки бойцов в нужную точку поля битвы.

Как и большинство ключевых изобретений на планете, своим развитием колесница обязана несокрушимой тяги человека к насильственному освоению новых территорий. А, проще говоря, — войнам.

Если вы полагаете, что колесницы были чем-то вроде современных танков, вряд ли окажетесь правы. На них, вероятно, можно было сражаться, но лишь на арене. Чтобы представить себя в шкуре воина, управляющего подобным «оружием», попробуйте с максимально возможной скоростью проехать по полю, например, на велосипеде. Скорее всего обе ваши руки будут использованы для того, чтобы не выпасть из седла, но никак на для управления, а ведь воину еще и драться надо...

И тут перед человечеством возникла вторая серьезная проблема, решить которую нужно было во что бы то ни стало – обеспечение комфорта. Это требовало внесения серьезных конструктивных изменений, ибо дорожное покрытие в современном понимании большую часть истории считалось понятием весьма условным.

Некое подобие подвески в транспортных средствах появилось примерно за сто лет до нашей эры.

Первые упоминания о подрессоренных телегах, предназначенных для путешествий, относятся к Древнему Риму и I веку до н.э. В качестве рессор римляне использовали цепные или ременные подвесы. Вероятно, чуть раньше нечто подобное использовали в Китае, ибо кареты в те времена там также использовали, но никаких свидетельств, подтверждающих эту теорию, у археологов до сих пор нет. Тем не менее, если считать автомобиль венцом этого эволюционного витка, китайский вариант нам подходит гораздо больше, поскольку карета, как ни крути – закрытое транспортное средство, как и большинство современных авто.

В основное транспортное средство, предназначенное для политической и финансовой элиты общества, карета окончательно превратилась в XV веке нашей эры. Постепенно цепной подвес сменился ременным, а с начала XVIII века для подрессоривания производители стали использовать пружины. Классический же рессорный подвес появился в начале XIX века, когда до появления первого авто, разработанного Карлом Бенцем оставалось чуть больше полувека.