2281

ЯВЛЕНИЕ МОНСТРА В ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ

Как мало мы знаем об автомобильном прошлом нашего города! Нам порой кажется, что это был некий пещерный век. Действительно, в августе 1911 года машин в Москве было немного — 826, включая грузовики, автобусы и фургоны. Больше всего насчитывалось автомобилей Benz — 95.
Поделиться

Как мало мы знаем об автомобильном прошлом нашего города! Нам порой кажется, что это был некий пещерный век. Действительно, в августе 1911 года машин в Москве было немного — 826, включая грузовики, автобусы и фургоны. Больше всего насчитывалось автомобилей Benz — 95.

Как бы там ни было, каждый год проводились гонки, выезды членов автомобильных клубов в Ярославль, Нижний Новгород и даже Париж. Работали три кузовные фирмы — Ильина, Евсеева и братьев Крыловых, имевших высокую репутацию.

В центре общественного внимания находились гонки. Тем более что в 1907 году из Москвы стартовала международная гонка с финишем в Петербурге, а на следующий год она состоялась в обратном направлении. И, конечно, имена Л.Вагнера, А.Дюрэ, В.Шолле были у всех на устах, а их машины с 200-сильными моторами вызывали зависть у спортсменов Первопрестольной.

Борис Николаевич Суханов, богатый московский аристократ, тогда тоже баловался автомобильными гонками. В его распоряжении был гоночный Fiat, на котором он 5 мая 1911 года (по старому стилю) занял второе место на верстовой гонке. Но амбиции были выше достигнутых результатов, и Суханов начал присматривать себе более достойную машину.

Как раз в 1911 году “Fiat” построил супергоночный автомобиль модели S76 с целью установить абсолютный мировой рекорд скорости — 300 км/ч!

Этот Fiat был чудовищным. Его четырехцилиндровый мотор имел рабочий объем 28353 см3 — в четыре с лишним раза больше, чем у грузовика ЗиЛ-130. Пустить такой двигатель ручкой не представлялось возможным: его заводили от баллонов со сжатым воздухом. Каждый цилиндр (а их диаметр равнялся 190 мм) обслуживали три свечи. Мотор развивал мощность 290 л.с. при 1800 об/мин. Среди других особенностей машины — цепная передача на задние колеса, шины наружным диаметром 0,9 метра и снаряженный вес — 1650 килограммов. Автомобиль в 1911 году отправили в Англию, на единственный в те годы скоростной трек Бруклендс. Испытания проводил фирменный гонщик “Fiat” Пьетро Бордино. С трудом он вышел на режим в 200 км/ч. Это было близко к мировому рекорду.

Потом испытания перенесли в Англию, на “Солтберн Сэндс”, с ровной, хорошо слежавшейся поверхностью. Бордино смог показать там скорость 225 км/ч. Суханов с завистью читал эти сообщения.

Когда наступил 1912 год, французский ас Артнер Дюрэ отправился в бельгийский город Остенде, где предпринял попытку побить рекорд. Он достиг скорости в 225 км/ч — это выше мирового рекорда, но фиксирующая время аппаратура подвела. Над машиной висел рок невезения. И тут на сцену вышел Суханов.

Борис Николаевич в 1913 году купил этот автомобиль, привез в Москву и даже совершил на нем несколько пробных выездов. Машина его устрашила. Подобные чувства испытывал, как он позже признался, и Дюрэ. В конце концов Суханов продал чудовище какому-то египетскому принцу. Тот долго искал подходящего гонщика, но и с ним машине не повезло.

Вот какие истории знавала старая автомобильная Москва.