1772

ВСКАЧЬ ПО ЛЕДЯНОМУ БЕТОНУ

Если бы пятый этап командного кубка по трофи-рейдам “Гео-рейд” состоялся тремя днями раньше, спортсменам пришлось бы несладко. Зыбкие глинистые и болотистые трассы между Клином и Волоколамском, по опыту прошлых соревнований в этих местах, иногда целые сутки не отпускали трофистов в лагерь. Но внезапно ударил мороз — и маршрут рейда вмиг преобразился. Направления стали более “проезжими”, но не менее коварными: накал борьбы не утихал до самого последнего момента.
Поделиться

Если бы пятый этап командного кубка по трофи-рейдам “Гео-рейд” состоялся тремя днями раньше, спортсменам пришлось бы несладко. Зыбкие глинистые и болотистые трассы между Клином и Волоколамском, по опыту прошлых соревнований в этих местах, иногда целые сутки не отпускали трофистов в лагерь. Но внезапно ударил мороз — и маршрут рейда вмиг преобразился. Направления стали более “проезжими”, но не менее коварными: накал борьбы не утихал до самого последнего момента.


Заведется завтра или нет?.. Этот вопрос мучил по вечерам всех, у кого под капотом “боевой машины” оказался дизель. А так как на трофи таких большинство, то опасениями по поводу холодного пуска жил весь лагерь. И они были не напрасны: столбик термометра в утренние часы падал до -25°. Солярка местного розлива мерзла.

Впрочем, не только она. Еще день назад раскисшие от дождя, колеи лесовозных дорог и “направления” по болотистым низинам к старту превратились в бугристый каток. “В резину” не попали все: лучше всего в этих условиях было бы ехать на “шиповке” — но ее никто с собой не захватил. На худой конец подошли бы и обычные зимние шины, но все готовились к соревнованию во время оттепели и обували “монстров” в “зубастую” грязевую резину, которая совершенно не добавляла управляемости на льду и норовила сорваться с твердых гребней в глубокие колеи. Выбираться же оттуда ей было тяжело. Иной раз даже в относительно безобидных ситуациях приходилось выходить из нагретой машины и разматывать застывший трос лебедки. Хуже всего пришлось тем, кто “не попал” не только в резину, но и в одежду.

Трасса трофи превратилась фактически в трассу ралли-рейда, причем очень жесткую. С одной стороны, это упростило спортсменам задачу, и скорости возросли; с другой — потребовало изменить технику пилотирования автомобиля, что сразу смогли сделать далеко не все — и от этого начались поломки. То, что для победы важно не только быстро пройти маршрут, но и сберечь подвеску до конца соревнований, поняли в первый день, видимо, не все.

Задачу усложняло и то, что маршрут, проложенный по лесу, иной раз перегораживали “ворота” из торчавших сбоку упавших деревьев. Причем они были опилены или обломаны с самым минимальным запасом для прохода машины и торчали как раз на уровне стекол и боковин...

Как следовало ожидать, к третьему дню прибавилось работы не только механикам, но и жестянщикам со стекольщиками. В такой ситуации для победы очень важно сохранять холодную голову и трезвый расчет.

Ледяная ванна

В первый день, не зная еще точно состояния грунта, судьи отправили спортсменов по длинному, но относительно простому 30-километровому маршруту. В дождливую погоду первая “засада” на нем встретилась бы уже метров через триста, но сейчас мощные вездеходы пролетали здесь, даже не снижая скорости. Плотными группами по две-три машины команды удалялись в заиндевевшую и искрящуюся лесную чащу. Ни снега, ни грязи — казалось, лишь ошибки в пилотировании могут остановить экипажи и решить судьбу призовых мест. Но все же естественная преграда, остановившая триумфальное шествие трофистов, нашлась, причем достаточно серьезная. Брод через речку Гвоздню, хоть и не был усыпан гвоздями, оказался многим не по зубам. Несколько экипажей, шедших первыми, проскочили его довольно быстро, но тут в ледяную воду погрузилась “Нива” команды “Спонсоры” — и осталась в ней, подобно гибнущему “Титанику”. В попытках объезда рядом начинали барахтаться другие экипажи. Стемнело... Кто-то, выбрав удачную траекторию, вскакивал на обледеневший склон сам, кто-то втягивал себя лебедкой, но так или иначе большинство, потратив некоторое количество времени и сил, уезжали на маршрут дальше. А вот экипаж Jeep Cherokee под номером М5, выступавший в индивидуальном зачете “Монстр”, явно своих сил не рассчитал. Несмотря на грозное название зачета, их аппарат, не примкнувший ни к одной из команд, ушел весьма недалеко от стандартной машины и сверхъестественными способностями явно не обладал. А жаль, потому как по выбранной ими траектории без оных проехать нереально. Хотя в выбранном спортсменами месте переправы выезд был довольно полог и приятен, спуск в воду представлял собой банальный обрыв. С него-то Jeep и плюхнулся в реку. Но так как взять разгон и прыгнуть пилот побоялся, автомобиль ушел в воду с крутым дифферентом на нос — и завяз радиатором в донном иле. Почти в вертикальном положении. На подмогу пришлось вызывать ГАЗ-66 с лебедкой, но все равно спасательная операция затянулась до двух часов ночи.

Тем временем, пройдя сквозь воду, выбравшиеся на противоположный берег спортсмены продолжили гонку. Серьезных препятствий больше не встретилось, а вот досадных ошибок — сколько угодно. Но теперь даже мелочь, вроде попадания со всего хода в глубокую колею и “посадка” в ней на мосты, могла остановить надолго. У всех машин лебедки, искупавшись в воде, замерзли и представляли собой бесформенные ледяные наросты на бампере. Пользоваться ими стало, понятное дело, нельзя. Но если бы только это! Не помогала и проверенная боевая лопата, способная в любых других условиях откопать машину из самой страшной трясины. Оставалось надеяться только на помощь товарищей по команде и домкрат.

В итоге лучшими в первый день оказались фавориты соревнований команда “Автодорспорт” на УАЗах; второе время показали УАЗы “Лунохода”, несмотря на то что одна из машин этой команды в темноте “наделась” на березу, влетевшую в ветровое стекло. По счастью, никто не пострадал. Третьими оказались уже набравшиеся хорошего опыта “проходимцы” в составе двух Toyota Land Cruiser 72 и одного Nissan Patrol.

Две вместо одной

На следующий день из-за погоды организаторы соревнований изменили программу. К длинной, но относительно легкой трассе, которая планировалась, они добавили еще и третью — по пенькам, буеракам, заведомо непромерзшему болоту, — а следующей ночью решили провести награждение.

Низкое солнце освещало искрящиеся верхушки елей, а трофисты тем временем один за другим ныряли в просеку. На старт вышли не все — некоторые не успели починиться после вчерашних неудач. Надо отдать должное Алексею Лялюлину: он героически вывел свой УАЗ с дырой в стекле на морозную трассу, предварительно закрыв лицо плотной шерстяной маской с прорезями для глаз. А вот семейному экипажу Воликовых, выступавших в зачете “Монстр” на действительно монстрообразном гибриде Range Rover и Unimog, не повезло, причем очень обидно. Показав третий результат среди “одиночек”, они выехали на асфальт — и тут у них срезало крестовину заднего кардана. Увы, замены не нашлось, и они покинули гонку.

Поначалу трасса второго дня оставалась такой же, как и накануне. Такая же заброшенная лесная дорога с промерзшими лужами, скользкими гребнями и торчащими по сторонам валежинами. Ехать легко и приятно, однако адреналин давит на мозги — и вот в самом начале маршрута едва не засели УАЗ и Mitsubishi Pajero команды “Формоза-Спорт”. Лед в глубокой луже-колее проломился под массой автомобилей и едва не создал спортсменам серьезных проблем. Но все обошлось, и времени они потеряли буквально несколько секунд.

Правда, и на этой трассе гонщикам встретились непредвиденные препятствия. Так, мосток через небольшой замерзший ручей в паре километров от старта оказался сломанным. Объезд “провала” — только вброд. Оргкомитет “Партизан-трофи”, готовивший трассу, рассчитывал на более теплую погоду и планировал это место в качестве главного испытания. Ведь прежде чем форсировать водную преграду, здесь требовалось спуститься с крутого откоса, а затем — подняться обратно на дорогу на противоположной стороне.

Тем не менее немногим даже в мороз удалось это упражнение без лебедки. А Зураб Бережной на Nissan Patrol из молодой команды “Двоечники” вообще чуть не исполнил “соло на ушах”. Не рассчитав траекторию, он направил машину с откоса, но почему-то не поперек склона... а вдоль. От дальнейшего печального развития событий машину удержали окрики товарищей по команде и врач соревнований Павел Елизаров, вовремя запрыгнувший на подножку “зависшего” автомобиля. Пока “Двоечники” спускались вниз и выезжали, за их спинами собралась приличная пробка. Преодоление препятствия у всех занимало довольно много времени, но тут подошла очередь Бориса Гадасина, выехавшего на трассу вне зачета на стареньком Land Rover Defender со стандартной всесезонной резиной. Известный ралли-рейдовый пилот просто съехал вниз, чуть поддал газу, крутанул рулем — и машина оказалась уже на другой стороне ямы. Мастер!

Тем временем с финиша трассы пришла новость: летевшие впереди всех “автодорспортовцы” в какой-то яме “разложили” один из трех своих УАЗов — на машине сломались рулевая тяга и поворотный кулак. Но так как зачет считался по двум лучшим машинам в команде, поломка не помешала им финишировать, получить первый результат и отправиться на третий маршрут. На него, кстати, решили запускать не всех, а только тех, кто вернулся со второй трассы до пяти вечера. Теоретически в это число должны были попасть все без исключения стартовавшие, но реально таковых набралось лишь восемь команд и пять индивидуальных экипажей. Остальные либо сошли, либо не успели прийти на финиш в отведенное время. Колеи, колеи, колеи... Не всем удалось разобраться в их хитросплетении и с ходу найти верные рельсы.

Последний же спецучасток, короткий, но максимально жесткий и сложный, окончательно расставил все точки в раскладе сил — и спутал карты лидерам дня. “Автодорспорт” оказался на нем лишь пятым, прошедшая предыдущую трассу второй “Формоза-Спорт” — опустилась на третье место. Приди она в этой ситуации первой — и третье место по итогам года могло бы оказаться за ней.

Итоги года

Пятый этап оказался итоговым в нынешнем кубковом сезоне, а потому здесь определялись не только победители собственно данной гонки, но и обладатели большого хрустального Командного Кубка. В начале сезона мало кто сомневался, что он достанется “Автодорспорту”, однако неучастие команды в третьем этапе и лишь третье место, занятое в четвертом, обострили ситуацию. На первое место с небольшим отрывом выскочили “Проходимцы”. Именно в борьбе этих команд должен был определиться лидер сезона. Остальные свои шансы уже упустили, но зато на третье претендовали сразу три команды: “Луноход”, “Кукурузер” и “Спонсоры”.

При определенном раскладе бронзовый шанс оставался и у “Формозы-Спорт”. Однако урвать призовые очки всем могла помешать темная лошадка из Брянска — команда “Зебра”, отличившаяся на предыдущем этапе: новички с ходу заняли второе место. И сейчас они это достижение повторили, вчистую выиграв третий спецучасток и показав высокие результаты на первых двух. Правда, обойти по сумме набранных очков “Автодорспорт” им не удалось, и команда Игоря Дементьева, несмотря на посредственное прохождение третьей трассы, честно выиграла пятый этап, а с ним и Кубок 2002 года. Получившие в нынешнем состязании “бронзу” “Проходимцы” благодаря стабильным выступлениям оказались на второй ступени пьедестала. Третье место досталось в итоге “Луноходу”, обошедшему “Кукурузер” буквально на девять очков.