Вы давно забыли, что такое очереди в РЭО ГАИ? Ничего — скоро вспомните, поскольку процедуру регистрации автомобилей с этого года усложнили до такой степени, что на оформление одной машины придется тратить не менее двух дней...
Все дело в 362-й статье Налогового кодекса РФ. В ней сказано: “Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы... о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации”.
Далее статья требует у этих органов (ГАИ, разумеется) предоставить до 1 февраля все данные о нас и наших машинах по состоянию на 31 декабря прошлого года и... обо всех изменениях с ними за последний год. Причем сделать это нужно по формам (читай — бланкам) самой налоговой инспекции. А что же это за формы? О! Это целый справочник на тему человека и машины. В нем помимо всех данных о самом РЭО — наименование транспортного средства, номерной знак машины, модель, модификация, тип, категория, год выпуска, номер кузова, номер двигателя, его мощность, завод-изготовитель, паспорт транспортного средства, модель двигателя, его объем, дата будущего техосмотра и стоимость самой машины.
Затем переходим на личности: фамилия, имя, отчество, ИНН, каким документом гражданин удостоверяет свою личность, кем и когда выдан, “адрес регистрации по месту жительства” (так в оригинале. — Ред.), дата рождения, документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (вид, серия, номер, дата выдачи), и документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства со всеми атрибутами. Это все для частников. Для юридических лиц автомобиль обойдется в еще “килограмм” информации. Плюс реестр “сведений о зарегистрированных правах и (или) о переходе прав на ТС”...
Таким образом, налоговики берут под свой контроль все машины и их владельцев на территории РФ. В противном случае зачем им год выпуска машины, VIN, номер двигателя, паспорт гражданина и прочее? Однако для учета ТС у нас есть уже некая специально обученная организация под кодовым названием ГАИ. А бумажку об оплате “дорожного сбора” мы всегда показывали инспектору, поскольку без этой квитанции о прохождении ТО и речи быть не могло. Зачем же еще одна контора с аналогичными функциями на наши кошельки? Просто для того, чтобы максимально собирать с нас пресловутый транспортный налог, а заодно и следить за нашим благосостоянием. И жить она будет также на наши же денежки. Признаться, возникают большие, очень большие сомнения в том, что собранный “железной рукой” транспортный налог дойдет до государства. Ну, может, какие-нибудь крохи и перепадут... Но сколько денег нужно, чтобы содержать аппарат такого монстра! Все собрать, дойти до сердца каждого автовладельца, учесть, переложить бумажки да свести “дебет с кредитом”...
Нам, собственно, без разницы, кто берет налог и что налоговики не доверяют ГАИ. Однако платить повышенную дань из-за этих споров — увольте! А по всему выходит, что былой “сбор с автовладельцев” превратился в повышенный “транспортный налог” не из-за одного желания пополнить пустеющую казну. Понятно, что в руках налоговиков собираются все данные о нашей нелегкой жизни. Наверное, в цивилизованных странах так и принято, чтобы гарантированно платить хорошую зарплату учителям и врачам. Только в России это приобретает формы слежки и давления на граждан методом испуга. Теперь владельцам машин придется оправдываться перед налоговым инспектором. Ведь это наш налоговый инспектор, и о презумпции невиновности, возможно, он и не знает. Для налоговиков нет уважительных причин, по которым они не получат причитающегося. Болезнь, командировку и прочие очевидные обстоятельства собственнику машины придется доказывать в суде.
Уже вгроханы миллионы долларов в создание налогового аппарата. Теперь не меньшие бабки уйдут на сбор гаишной информации. По той простой причине, что все эти налоговые формы (бланки) гаишникам в диковинку. У них свои АСУ, программы и формы, которые теперь придется ломать, покупать новые и подстраивать под требования Налогового кодекса. А нам придется долго стоять в очереди при регистрации машины, пока милая девушка за окошком вручную (!) заполнит требуемые налоговиками сведения. Кстати, интересный вопрос экономического характера: сколько суммарно страна потеряет, пока мы вместо работы будем стоять в очередях? Думали ли об этом народные избранники, когда принимали закон, и... как сами они собираются интерпретировать сведения о себе и своих “меринах”?..
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Юрий ШАКИРОВ,
заместитель начальника управления, начальник отдела организационно-методического обеспечения экзаменационной работы, регистрации автотранспорта и технического надзора ГУ ГИБДД СОБ МВД России, полковник милиции:
— Ежегодно в России регистрируют и перерегистрируют семь миллионов транспортных средств, а техосмотр проходит 25 миллионов автомобилей. Затраты времени на передачу информации налоговикам составят не менее пяти миллионов часов. Поскольку обмен будет происходить на уровне районов субъектов РФ, в эти операции придется привлечь 2,5 тысячи РЭО, а передачей информации о наличии транспорта по состоянию на 31 декабря прошлого года займутся пять тысяч районных подразделений ГАИ. Нужно создать 7,5 тысячи автоматизированных рабочих мест и дополнить штат сотрудников РЭО на 3250 человек.
Осуществление новых функций потребует дополнительных финансовых затрат на разработку и реализацию программно-технического обеспечения в размере 340 миллионов рублей, а также переработку нормативных актов, регламентирующих вопросы регистрации транспортных средств.
Но, к сожалению, сегодня возможностей для финансирования и выделения дополнительной штатной численности сотрудников МВД нет.