В преддверии летнего сезона необходимо подготовить ваш автомобиль к жаре и пыли, к еще более интенсивной жизни. Даже если вы предпочитаете ездить в автосервис по любому поводу, собственная осведомленность о “здоровье” машины лишней не будет.
А с чего начать осмотр своего любимца?
После зимней эксплуатации пристального внимания требуют, как правило, ходовая часть, тормозная система и рулевое управление — именно от них зависит ваша безопасность. Очевидно, что на летней дороге заметно возрастает скорость движения потока, а значит, неэффективные тормоза или болтающийся руль могут привести к печальным последствиям.
Сегодня многие автовладельцы широко используют сезонные покрышки. Сначала осмотрите комплект летней резины, особенно внимательно проверьте, нет ли вздутий и боковых порезов. Предварительно сделайте балансировку колес, хотя бы передних. Эту операцию на отечественных и импортных автомобилях надо проводить как минимум раз в год. Покачайте поддомкраченное колесо, чтобы определить наличие люфта в подшипниках ступицы, мягкость звука при вращении, состояние шаровых опор. Действуйте исходя из результатов проверки: отрегулируйте зазоры, доложите смазку в подшипники.
Далее при снятых колесах осмотрите все, что относится к тормозной системе. Следов подтекания “тормозухи” нигде не должно быть. Нажмите пальцем поочередно на защитные чехлы тормозных цилиндров: не прячется ли под ними жидкость, не начался ли износ уплотнений. Тормозные шланги с малейшими трещинками и потертостями безоговорочно подлежат замене. Оцените износ, состояние тормозных дисков и барабанов, колодок, предварительно очистив их от грязи. Если толщина накладок близка к минимальному значению по инструкции, лучше их сразу поменять, чтобы не делать этого в середине лета.
Поставив каждое колесо на место, осмотрите все соединения трубопровода тормозов от колес к главному тормозному цилиндру — нет ли там подтекания жидкости, помятости трубок. Упавший уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра говорит о том, что скорее всего пропускает уплотнительное кольцо, и жидкость до поры до времени “прячется” в вакуумном усилителе или течет в салон (в случае, когда вакуумный усилитель стоит отдельно от главного цилиндра).
Если возраст вашего автомобиля “перевалил” за три года и вы ни разу не меняли тормозную жидкость в системе, настоятельно советуем это сделать. За такой период времени “тормозуха” впитывает значительное количество влаги (таково ее свойство), а значит, точка ее кипения резко падает. Летом, в жару, при интенсивном движении это чревато “провалом” тормозной педали со всеми вытекающими последствиями. Проверили, подрегулировали, прокачали тормозную систему — пора на элементарные дорожные испытания. На сухом асфальте при скорости 30—40 км/ч резко нажмите педаль тормоза и посмотрите на следы от шин. От передних они должны быть ярче и четче выражены. Если при торможении автомобиль заметно “уводит” в сторону, повторно проверьте у соответствующего колеса положение тормозных колодок и дополнительно прокачайте его тормозной цилиндр. Возможно, что он “закусывает”, то есть его поршеньки сдвигаются при торможении, но с меньшей скоростью, чем у другого колеса.
Одновременно не забудьте про “ручник”. Очистите от грязи и солевых отложений тросики и тяги, побалуйте их смазкой. Вдвоем с опытным напарником устройте ревизию рулевого механизма. Устраните излишние люфты и тем более стуки. Добавьте смазку, проверьте затяжку и шплинтовку всех соединений. Осталось проконтролировать поведение автомобиля на скорости. Нет биения на руле, увода автомобиля в сторону — все нормально. В противном случае надо сделать на современном стенде операцию регулировки развала-схождения колес.
Двигатель автомобиля также нуждается в индивидуальной подготовке к летнему сезону. Необходимо заменить зимнее масло на летнее, особенно это касается современных моторов с гидротолкателями клапанов и гидронатяжителями цепей. Затем желательно очистить топливную систему от влаги и грязи. Для инжекторных двигателей с пробегом более 30 тыс. км рекомендуем обязательную чистку форсунок на специальных стендах. И, конечно, надо внимательно осмотреть систему охлаждения двигателя, начиная с проверки работы термостата, натяжения ремней привода водяной помпы, своевременного включения и отключения электровентилятора принудительного охлаждения. Проверьте надежность закрывания краника печки, иначе летом постоянно будете “париться” в салоне.
В аккумуляторе не забудьте снизить плотность электролита с зимней на летнюю (1,26), так он прослужит вам дольше. Сделать это просто, долив соответствующее количество дистиллированной воды.
Кузов автомобиля после зимней “бомбардировки” хорошенько отмойте от грязи и соли. Желательно это сделать на спецоборудовании с шампунем и антикоррозийными присадками. Мелкие царапины и сколы мастики снизу обработайте преобразователем ржавчины, заделайте мастикой, мовилем, пластилином — что есть под рукой. Выньте из салона все коврики, проветрите под ними пол, почистите все пылесосом. В зимнюю стужу о пыли как-то не думалось, и наверняка в салоне скопилось ее излишнее количество. Проведите ревизию содержимого багажника. Уберите из него “прикуриватели”, ватник, цепи противоскольжения. Заодно проверьте “запаску”. Пополните запас охлаждающей и тормозной жидкостей, масел. Учитывая состояние наших дорог, лопату, трос и топор из багажника лучше не вынимать.