“Защитите себя от неожиданных проблем — вступайте в “АвтоКлуб России” — наверняка рекламную листовку с таким слоганом получил чуть ли не каждый столичный автомобилист. “МКмобиль” решил проверить, что же стоит за этими словами.
Тем более в листовке было сказано, что до 20 мая в “АвтоКлубе” будет длиться суперакция: позвонивший до указанного срока освобождался от вступительного взноса в $100. Всем заинтересовавшимся предлагалось поторопиться, так как количество клубных карт с бесплатным членством ограничено.
Наш корреспондент позвонил по указанному телефону, но на следующий день после окончания объявленной акции. На другом конце провода ответил милый женский голос и, спросив номер контактного телефона, сообщил, что в течение 10 минут по нему перезвонит специалист из отдела договоров. И действительно, через пару минут раздался звонок, который и положил начало классическому “разводу” на деньги. Упор делался на то, что членство в “АвтоКлубе” достается практически даром, ведь вам предлагают вступить в него на льготных основаниях, освобождают от уплаты вступительного взноса и ежеквартальных выплат в размере $52.
Вообще же чтобы стать членом “АвтоКлуба”, необходимо приобрести одну из трех видов клубных карт. По всем трем предоставляются одинаковые пакеты услуг, только с небольшими поправками и ограничениями. Во-первых, клиент может круглосуточно вызывать техническую помощь и эвакуацию по всей территории Москвы и Московской области. Бесплатно в течение 40—45 минут приедет эвакуатор или ремонтник, но только в пределах 35—50 (зависит от типа карты) километров от МКАД, за большую удаленность от кольца придется платить по тарифу 18 рублей за километр. Если поломку можно исправить менее чем за час, то это сделают на месте — заплатите за запчасти и в путь. В противном случае вашу машину отвезут в любое указанное вами место: двор около дома, дача, автосервис — значения не имеет. У “АвтоКлуба”, по словам менеджера, заключены договора с 50 столичными станциями технического обслуживания, в которых вашу машину починят со скидкой в 20%. Так это или нет — выяснить не удалось — адреса и названия техцентров менеджер сообщить категорически отказался. В том случае, если по какой-то причине вы воспользовались эвакуатором другой службы, то вам возместят стоимость перевозки. Высокие обязательства берет на себя клуб и в случае непредвиденной поломки где-нибудь за 150 километров от столицы: предполагается возмещение в сумме от $500 до $700, опять же в зависимости от типа карты. Для этого достаточно просто предоставить чеки. Также клиент имеет право пользоваться услугами клубного такси, которое в любое время, причем совершенно бесплатно, отвезет его, куда тот пожелает.
Но и это еще не все. Вам предоставляется страховой полис компании “Гута-Страхование”, где “АвтоКлуб” обслуживается как корпоративный клиент. Нас заверили, что это и есть тот самый полис ОСАГО, наличие которого будет обязательным с января 2004 года.
А еще за каждым членом “АвтоКлуба” закрепляется свой личный юрист, оказывающий помощь при возникновении различных дорожных ситуаций. А в случае ДТП вам надо будет просто позвонить в круглосуточную дежурную службу и сообщить о случившемся. Диспетчер вызовет вашего юриста и страхового агента — они и будут “разруливать” ситуацию. В случае судебного разбирательства клуб обязуется оплатить услуги адвоката, вам даже посоветуют, к кому лучше обратиться. Короче, чудеса да и только...
Рассказ обо всех прелестях клубной жизни занял у менеджера около получаса, но за это время он ни разу не обмолвился о самом главном — о стоимости клубной карты, ради приобретения которой мы, собственно, и позвонили. Теперь настало время “расплаты”, да и то не сразу. Не оставив времени на раздумья, последовал рубящий вопрос: устраивают ли нас предложенные условия, и лишь потом прозвучали цифры. От них, конечно, волосы дыбом не встают, но суммы, согласитесь, немаленькие, особенно для семьи со средним достатком. Итак: первый пакет услуг “стандартный” стоит $315, второй “золотой” — $555, а третий “платиновый” — $840. Надо сказать, что люди на том конце провода не зря получают свои деньги: им почти удалось уговорить автора этих строк, который заранее знал, куда и зачем звонит.
После объявления расценок вашему корреспонденту предложили продиктовать свои данные, чтобы составить договор. Его должны были подвезти на подпись вместе с лицензией и доверенностью на обмен валюты уже на следующий день в любое удобное время. У обычного клиента это предложение может вызвать чувство легкого недоверия, которое мы и изобразили. Представитель “АвтоКлуба”, моментально уловив эту деталь, несколько изменил тактику: он стал более агрессивно настаивать на вступлении, утверждая, что звонков от желающих очень много и, возможно, уже завтра будет поздно. На возражения корреспондента о том, что он не готов собственноручно решить судьбу более чем $500 из “семейного бюджета” и ему просто необходимо “посоветоваться с супругой”, менеджер стал уговаривать еще настойчивей, видимо понимая, что “рыбка” из сети уплывает. Сообразив, что “клиента” переубедить не удастся, на другом конце провода милостиво согласились подождать до вечера. После чего, вежливо посетовав на чрезмерную нерешительность, отключились.
Вечером последовала череда телефонных звонков от представителя компании. Он еще более настойчиво агитировал вступить в “АвтоКлуб” хотя бы по самому низкому ($315) тарифному плану: потом можно будет совершенно спокойно перейти на более дорогой тариф без каких-либо штрафных санкций. Если в данный момент у потенциального “клиента” существует проблема с деньгами, то можно внести лишь часть необходимой суммы, а остальное доплатить потом. И такой прессинг при том, что желающих вступить в клуб хоть отбавляй? Ну-ну...
Подобная навязчивость, как и многие другие моменты поведения, более свойственные зазывалам публичных домов, а не представителям уважающей себя компании, просто обязаны вызывать подозрение даже у самого доверчивого лоха, готового расстаться с внушительной суммой после первого же предложения. Во-первых, вас категорически не приглашают в офис, а выезжают к вам. Все попытки “напроситься в гости” натыкались на глухую стену вежливого отказа. Во-вторых, если вам и привезут все документы, то где гарантия, что они не окажутся “липовыми” — а до заключения договора его вам в руки не дают, боясь, очевидно, что, показав документик хорошему юристу, вы уже никогда его не подмахнете.
Что же касается страховки, то и тут не все чисто. Страховые суммы — от $1 000 до $3 000 по риску “Гражданская ответственность” и $10 000 и
$20 000 в случае нанесения ущерба людям, находившимся в автомобиле (сумма зависит от типа карты) — сразу же вызвали ряд вопросов: полис ОСАГО подразумевает страховое возмещение как минимум в 120 тысяч рублей, а это никак не 3 000 USD. К тому же, связавшись с компанией “Гута-страхование”, мы узнали, что “АвтоКлуб России” действительно является корпоративным клиентом и его членам оформляется страховка, но это не полис ОСАГО, а договор на добровольной основе, который к тому же действует до первого страхового случая.
Короче говоря, тут можно как минимум говорить о недобросовестной рекламе. Листовка составлена таким образом, что у читающего ее человека создается обманчивое впечатление бесплатности всех услуг и обязательств клуба перед своими членами, что на поверку оказывается совсем наоборот. Любопытно также, что клубные функционеры не называют ни одного техцентра, якобы сотрудничающего с ними. Скрывают они и число эвакуаторов, которыми реально располагают. Про финт со страховкой вы уже знаете, а психологическое давление рекрутеров не дай вам бог испытать...