4175

Чеченское «палево»

Однако рано радуемся. “Палева” не только не стало меньше, наоборот — страну захлестывает девятый вал “левака”, и заправить “железного коня” всякой дрянью рискует каждый, кто собирается этим летом погреть свои косточки на Черноморском побережье.
Поделиться

Однако рано радуемся. “Палева” не только не стало меньше, наоборот — страну захлестывает девятый вал “левака”, и заправить “железного коня” всякой дрянью рискует каждый, кто собирается этим летом погреть свои косточки на Черноморском побережье.

До недавнего времени “паленый” бензин распространялся в основном лишь в деревнях да селах Республики Ичкерия. Иногда, правда, небольшими партиями попадал в отдаленные глухие уголки Ставропольского края, но говорить о том, что ареал распространения был велик, — нельзя. Сейчас дела обстоят иначе. Предприимчивые граждане смекнули, что на чеченском бензине можно делать фантастические деньги и значительно расширили географию сбыта готовой продукции. Так что заправиться “фальшаком” нынче можно далеко за пределами Чечни и Ставрополья.

Bоенный бандитизм

Года до 1999—2000 нефтеперегонные мини-заводы располагались вдоль трубы, из которой, собственно, и воровалось сырье. Но такое близкое соседство было небезопасным для бизнеса, поскольку труба — объект повышенного внимания со стороны государства, и в любой момент могли нагрянуть оперативники. Впрочем, “объект повышенного внимания” — это громко сказано. Зачастую бензиногонщикам даже не приходилось ничего воровать: через неплотные соединения нефтепровода черное золото тоннами уходило обратно в землю.

За последние два года ситуация с месторасположением заводов резко изменилась. Теперь увидеть производство “левого” бензина вблизи нефтепровода — скорее исключение, чем правило: дельцы перебрались подальше от трубы и боевых действий. Ворованная нефть доставляется на мини-заводы в цистернах. Проблем с транспортировкой нет, поскольку большую часть территории Чечни контролируют изголодавшиеся солдатики, готовые за кусок хлеба закрыть глаза на любой криминал. Впрочем, нередко им занимается офицерский состав нашей доблестной армии. Оперативникам ОБЭП известны случаи, когда военные силой захватывали нефтеперегонные заводы и брали бизнес в свои руки.

Себестоимость литра “паленого” бензина — 40—50 копеек. Продажная цена — 2—2,5 рубля. Один такой завод за сутки может нагнать до 6 тонн бензина. Нетрудно подсчитать ежедневную выручку от реализации.

Самоварное топливо

О качестве бензина говорить излишне по той простой причине, что этого качества попросту нет. Такие мини-заводы (в народе их называют “самоварами”) производят топливо по прапрадедовским рецептам: сосуд с сырьем нагревается, и наиболее легкие пары нефти начинают отделяться. Затем они конденсируются в очистной емкости, где вручную (!) из полученного бензина удаляются ненужные маслянистые сгустки. После этой своеобразной фильтрации горючее переливается в бочку для хранения. Топливо, полученное таким путем, называется бензином прямой перегонки и характеризуется крайне низким качеством и малым октановым числом. Для современных двигателей (особенно инжекторных) бензин прямой перегонки смертельно опасен. В лучшем случае забьется инжектор или засорится карбюратор, в худшем — заклинит движок. Область применения низкокачественного топлива невелика — движки, работающие на 76-м, да и то рисково.

Но, невзирая на откровенно низкое качество бензина, продукция пользуется стабильным спросом. Основные покупатели: все те же военные и, как это ни странно, милиция, заправляющая свои УАЗики этим топливом. Причина покупки более чем ясна — талоны на бензин продаются аборигенам. Половина вырученных денег оседает в карманах служивых, вторая идет на покупку чеченского “палева”.

Однако в ряды покупателей бензина прямой перегонки вступили некоторые АЗС Ставропольского, Краснодарского краев, Астраханской области, Республики Адыгея. Поговаривают также, что чеченский бензин дошел и до Ростова-на-Дону, но это больше похоже на слухи, чем на правду, потому что становятся слишком высоки риски и транспортные издержки. Но теоретически такая ситуация возможна. В позапрошлом месяце в Адыгее задержали бензовоз с фальшивыми документами. В бумагах в качестве производителя фигурировала одна из кубанских нефтяных компаний. Дорожных милиционеров насторожил факт несоответствия названия компании и печати. Дальнейшая экспертиза установила, что перевозимое топливо — низкокачественный прямогонный бензин из Чечни.

Молочные берега

Бензин покидает пределы Ичкерии самыми невероятными способами. Один из наиболее распространенных — перевозка цистерн с горючим ночными проселочными дорогами. Второй по популярности — махинации с документами. Третий, которым пользуются военные, — перевозка топлива в составе колонны. Подозрений ни у кого не возникает. Однажды все-таки местным милиционерам удалось разоблачить военных благодаря солдату-срочнику, который работал на одном из заводов, а затем перевозил продукцию в Ставропольский край. Обидевшись за побои на своих большезвездых начальников, парнишка решил проявить гражданскую сознательность и настучал на своих “патронов”. Но о наиболее оригинальном способе транспортировки “палева” милиционеры узнали в апреле этого года. На стационарном посту-пикете в Ставропольском крае тормознули молоковоз. Внимание гаишников привлек страшный грохот цепи. Обычно только бензовозы имеют болтающуюся до земли цепочку, снимающую статическое электричество, которое может привести к воспламенению перевозимого топлива. “Молоко вроде как не взрывоопасный продукт, а значит, тут что-то неладное”, — рассудили стражи дорожного порядка и решили досмотреть авто. С документами все было в полном порядке. Открыв наливную горловину цистерны, инспектора действительно увидели молоко, но опустив в горловину длинный пруток, дабы проверить глубину бочки, поняли, что имеют дело с двойным дном. В горловину цистерны была вставлена соответствующая по размерам емкость, в которую и было налито молоко. Ну а под ним спокойно ехал чеченский бензин.

Лучше переплатить

По оперативным данным, сейчас в черноморских городах-курортах и граничащих с Чечней областях “левый” бензин реализуют на самых обычных заправках. Конечно, на раскрученных АЗС подобного “палева” нет, а вот на колонках типа “Бензин от Михалыча” или “Супер-Пупер Петрол” риск приобрести “левак” очень велик. Что же делать тем, кто собрался в отпуск на Черное море на машине? Ну в самом деле, не возить же канистры с собой! Чтобы избежать неприятностей, лучше заправляться на известных АЗС и брать бензин с большим октановым числом. Скажем, если у вас машина потребляет 92-й, заправьте ее 95-м. Пусть на рубль-полтора дороже, зато двигатель целее будет.