Однако вице-премьер Борис Алешин заявил, что правительство пока не собирается этого делать. Напомним, с 25 июля уже произошло так называемое выравнивание пошлин на подержанные иномарки от 3 до 7 лет.
А что о новом повышении пошлин думают специалисты? Как рассказал “МКмобилю” Виктор Пашков, начальник управления информации ОАО “АСМ-холдинга”, в основе предложения лежат две причины. Первая — желание оградить российский рынок от новых иномарок. Вторая — заставить зарубежных автопроизводителей создавать полноценные сборочные предприятия в нашей стране.
Думается, в этом желании чиновники явно оглядываются на соседний Китай, где подобные пошлины составляют умопомрачительные 200%. Зато они стимулировали западных автогигантов вкладывать деньги в тамошнее производство. В Китае ежегодно собирается 2,5 млн. автомобилей!
По мнению экспертов, если правительство решится на новые меры по защите отечественного рынка, то пошлины необходимо вводить как можно быстрее. Предыдущий опыт подсказывает, что тянуть с этим нельзя: например, пока обсуждалось повышение пошлин на подержанные иномарки свыше 7 лет, их в страну ввезли столько, что автопром “подвис” чуть ли не на полгода.
В 2002 году в Россию ввезено 620 тыс. подержанных и 110 тыс. новых иномарок. Эта масса, по мнению специалистов, давила на наших производителей. Резкое падение продаж отечественных машин продолжалось с ноября прошлого по апрель этого года. Отечественные производители стали приходить в себя только в мае. В цифрах это выразилось в том, что за первые шесть месяцев 2003-го наши автозаводы выпустили на 10% машин меньше, чем за аналогичный период прошлого года — сказались последствия наплыва подержанных иномарок.
По мнению экспертов, говорить о том, что введенные ранее повышенные пошлины на подержанные иномарки не дали никаких результатов, нельзя. Например, по данным ГТК России, за шесть месяцев этого года в Россию ввезено 259 тыс. легковушек, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Из общего количества ввезенных автомобилей на долю физических лиц приходится 68%. Остальное ввезли юрлица.
Другой вопрос — сколько должны действовать новые пошлины, о которых сегодня говорят в правительстве? По оценкам разных специалистов, они должны работать от 5 до 7 лет. Этого времени как раз должно хватить на развитие производства иномарок в России, в том числе и их комплектующих.
Но это все дело отдаленного будущего. А что мы имеем сегодня? Реально повышение пошлин привело к тому, что цены на подержанные иномарки и новые отечественные машины внутри России повысились. Если брать зарубежные аналоги наших машин, то увеличение цен составило от $800 до $2 000. Российские автозаводы, прежде всего “АвтоВАЗ”, в отсутствие конкурентов стали поднимать цены на свои авто. Например, стоимость “Нивы”, модели 20-летней давности, пару месяцев назад враз подскочила сразу на 700 у.е.! И снимать ее с конвейера даже в присутствии Chevrolet-Niva пока не собираются. Потому что ее покупают. Уже сегодня цены на некоторые модификации популярных “девяток” и “десяток” вплотную подобрались к порогу в $7 000 и даже преодолели его. Снижения стоимости машин, даже несмотря на сокращение производства в автопроме, не предвидится.
Что нас ожидает в будущем с ценами на отечественные авто, и ежу понятно.