5526

Зона легализации

Ржев — провинциальный городок Тверской губернии. Тут бы и сказать: “Каких много в необъятной России”...Ан нет. Есть у Ржева одна отличительная особенность. Этот город — настоящая Мекка автоворов. Кто-то занимается хрусталем, кто-то подносы расписывает, иные платки пуховые вяжут, а во Ржеве народным промыслом признан угон чужой “тачки” и последующая ее легализация.
Поделиться

Ржев — провинциальный городок Тверской губернии. Тут бы и сказать: “Каких много в необъятной России”...

Ан нет. Есть у Ржева одна отличительная особенность. Этот город — настоящая Мекка автоворов. Кто-то занимается хрусталем, кто-то подносы расписывает, иные платки пуховые вяжут, а во Ржеве народным промыслом признан угон чужой “тачки” и последующая ее легализация. И это не плод журналистской фантазии, а авторитетное мнение одного из сотрудников уголовного розыска из района, соседствующего со Ржевской областью.


По оперативным данным, во Ржеве существует ОПГ под кодовым названием “Пятнашка”, специализирующаяся на воровстве автомобилей. Зона действия “Пятнашки” обширна — вся Тверская губерния и соседние районы, включая Москву. Однако легализация похищенных машин происходит именно по “месту прописки” автоворов: то есть в родном Ржеве. В народе ходит масса баек про то, как местные милиционеры помогают угонщикам. Однако все они оставались лишь байками, пока на МРЭО ГИБДД Ржева не обратил внимание контрольно-профилактический отдел Главного управления ГИБДД РФ и в прошлом году не провел тотальную проверку работы данного подразделения. Результат: практически полная смена всего личного состава сотрудников регистрационного отдела ГИБДД. В августе этого года КПО главка провел повторную проверку. И что? Изменения есть, но не кардинальные.

В ходе прошлогодней проверки на 24 автомобиля были собраны материалы, подтверждающие незаконность их регистрации. Вердикт — наложить ограничения по производству регистрационных действий и все материалы передать в Ржевский ГОВД для возбуждения уголовных дел и проведения более детальной проверки. Однако 8 авто (Audi 100, Mercedes 190, Mitsubishi Pajero и др.) успевают спокойно сняться с учета. Более того, по материалам, все-таки поступившим в отдел внутренних дел, местные дознаватели выносят постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении владельцев. И делается это столь быстро, что нет сомнений — детальных проверок никто не проводил.

Например, по материалу от 26 октября 2002 года о незаконной регистрации автомобиля Audi 100 по подложному ПТС 47РР239621 старший дознаватель Ржевского ГОВД уже 28 октября выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мотивация отказа: на указанную машину МРЭО выдан другой ПТС, соответственно автомобиль может эксплуатироваться без ограничений.

Другой пример. По факту VW Caravella тот же дознаватель выносит отказ в возбуждении уголовного дела потому, что гражданка, на чье имя зарегистрирована машина, не знала об этом, автомобиль не покупала и его не регистрировала в МРЭО. И надо отметить, что факты постановки на учет авто на подставных лиц во Ржеве не единичны, а скорее систематичны. Но, к сожалению, никто их не расследует. Как, собственно, при рассмотрении аналогичных дел, связанных с регистрацией автотранспорта, — никто не назначает экспертное исследование номерных агрегатов.

Номера? А зачем они!

Всем, кто более-менее знаком с криминалом, связанным с автотранспортом, хорошо известно — преступники перебивают на агрегатах и кузовах похищенных машин, как правило, одну-две цифры, да к тому же те из них, которые легче всего поддаются обработке. Скажем цифра “5” легко превращается в “6”, “3” в “8” и т.д. и т.п. Когда специалисты сталкиваются с двумя идентичными номерами с разницей лишь в одно или два обозначения, для них это веский аргумент предположить наличие криминальной темы и организовать подробную проверку. Но, видимо, в Ржевском МРЭО таких специалистов нет.

При сверке баз данных зарегистрированных и находящихся в розыске автомобилей сотрудниками КПО главка установлен ряд машин, вызывающих, мягко говоря, подозрения. Точнее, обнаруженные “тачки” ранее были угнаны и поставлены на учет с измененной маркировкой. Так, зарегистрированный за местным жителем Ржева автомобиль ВАЗ-2115 кузов №127403, двигатель №38803 имеет расхождение в два знака с номерами ВАЗ-2115, угнанного в Москве и находящегося в розыске (кузов № 127465, двигатель №33303).

ВАЗ-2112 кузов №19921, двигатель №261888 поставлен на учет весной 2003 года, расходится по двум цифрам с ранее угнанным в Москве автомобилем ВАЗ-2112 с кузовом №10221 и двигателем №261380.

Список таких автомобилей можно было бы продолжить, да вряд ли хватит места. Остановимся на выводе специалистов КПО главка: в отношении владельцев указанных автомобилей дознавателями Ржевского ГОВД вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, при этом никаких проверок не проводилось. Учитывая, что вышеуказанные машины зарегистрированы по подложным документам и ОАО “АвтоВАЗ” данные автомобили с указанными в документах регистрационными номерами не выпускались, очевидно, что таким образом произведена легализация похищенного автотранспорта.



Тверское братство

Помимо Ржева гости из главка посетили еще отдел регистрации Конаковского ГИБДД. И, судя по отчетам, в Тверской области созданы наиблагоприятнейшие условия для процветания криминального автобизнеса у преступного сообщества. Что самое печальное, сотрудниками ГИБДД постоянно оттачиваются и совершенствуются методы “очистки” ворованных машин. 31 января 2003 года в документы ВАЗ-2108 внесены изменения об отсутствии идентификационных номеров в связи с заменой лонжерона кузова. К материалу дела приобщена справка о ДТП, выданная инспектором ДПС Конаковского ГИБДД. Однако в книге учета ДТП данная авария не зарегистрирована.

Бывают случаи, что угонщики вообще не заморачиваются с перебивкой номеров и в наглую ставят автомобили на учет под старыми идентификационными обозначениями. Естественно, без участия ГИБДД это невозможно.

18 октября 1997 года в Москве совершается угон ВАЗ-21093 с номером кузова XTA210930W2201592. А уже 30 октября того же года в РЭО ГИБДД Конаковского района регистрируется ВАЗ-21093 с таким же кузовным номерком, что у похищенной в Москве “девятки”. Надо ли говорить, что сотрудниками РЭО не было предпринято никаких действий по приостановке легализации явного криминала. Сейчас у этой “девятки” сменилось уже три владельца. Понятно, причастных к ее воровству не найти. Вот так легко и элегантно сотрудничают угонщики со служивыми тверских РЭО.



Информационная блокада

Еще одним подтверждением вольготного существования угонщиков в Тверской губернии является тот факт, что электронные базы зарегистрированного транспорта в УГИБДД УВД Тверской области своевременно не пополняются. Из выборочно проверенных 70 ПТС, выданных в уже упомянутом МРЭО Ржевского района в течение января-февраля 2003 года, в базе значатся только три штуки. ПТС, выданные МРЭО Конаковского ГОВД в марте-июне 2003-го, в базах вообще не значатся. Порой даже в базу розыска не попадают автомобили, проходящие в оперативных ориентировках как незаконно зарегистрированные. Стоит ли удивляться, что раскрываемость преступлений, связанных с угоном автотранспорта в Тверской области, еле-еле дотягивает до 4%. Это даже по российским беспредельным стандартам крайне мало. В других регионах этот показатель в среднем варьируется от 8 до 10%.