В классическом фильме про проблемы автолюбителей — “Берегись автомобиля” — автор сценария озвучил одну замечательную мысль, достойную занесения в законы Мерфи, а именно: “Каждый, не имеющий автомобиля, хочет его купить, а каждый, кто его уже имеет, хочет его продать”.
Как в математике, мы решили дополнить этот закон расширением: “Практически каждый, имеющий автомобиль, хочет поменять его на новый, независимо от даты приобретения уже имеющегося”. Насколько реально воплотить это желание в действительность, постараемся вам сейчас рассказать.
То, что мы называем прямым обменом старого авто на новый, во всем автомобильном мире называется trade-in. Суть проста: вы сдаете в салон свой старый автомобиль, доплачиваете разницу в цене относительно выбранного нового и уезжаете на нем. На словах не то чтобы просто, а очень просто. Напоминает процедуру обмена макулатуры на книги в советские времена или банальную сдачу бутылок. Но так ли это на самом деле? Выгоден ли подобный обмен для автомобилиста? Нет ли какого подвоха со стороны автосалонов? Давайте разбираться.
Процесс обмена старого автомобиля на новый всегда необходимо начинать со сбора информации о “пунктах приема”. Другими словами, необходимо узнать как можно больше салонов, занимающихся trade-in. У каждого салона, у каждой фирмы свои условия. Многие принимают в зачет цены нового автомобиля не только одноименные марки, но и машины конкурентов. Например, чтобы приобрести новый Mercedes, можно сдать и японский, и американский автомобиль.
Далее нужно позвонить менеджерам по trade-in выбранных салонов и обсудить примерные условия возможной сделки. Некоторые фирмы назовут вам порядок цен уже по телефону, и вы сможете принять решение, не выходя из офиса или дома. Можете сделать это и сами, взяв в руки справочник “Автореалист”. Рассчитайте по нему среднюю рыночную цену на имеющийся у вас автомобиль и отнимите 10%. Получите примерную цену, которую вам предложат в салоне. На непрофильные марки в фирмах производят вычет 15% от среднерыночной цены. Не забывайте при самостоятельном расчете цены учитывать опции, влияющие на повышение стоимости. По телефону обычно задают не больше четырех-пяти вопросов: год выпуска, объем двигателя, пробег, коробка передач. Согласно тому же справочнику, наличие автоматической коробки повышает цену на 5%, кожаный салон — на 6,6%, климат-контроль — на 4,7% и т.д. Всего существует более двадцати опций, влияющих на цену. Некоторые салоны устанавливают ограничения на прием подержанных авто. Например, не старше 1996 года выпуска. Если сумма вас в принципе устроила, то пора переходить к следующему этапу — поездке в салон.
Менеджер назовет вам адреса салонов, в один из которых с ПТС и в случае необходимости с документом, подтверждающим ваше право распоряжаться автомобилем, необходимо подъехать на автомобиле оценить его техническое состояние. Специалисты проведут полную диагностику двигателя, ходовой, кузова. По сути дела, ваша машина пройдет полный инструментальный контроль. По его итогам менеджер примет решение, насколько изменится цена, озвученная в телефонном разговоре, и примет ли ее салон вообще.
Внимание! Оценка технического состояния вашего авто — платная. Будьте готовы, что вас поросят заплатить от 40 до 90 у.е. в зависимости от марки автомобиля и салона, производящего диагностику. По окончании процедуры вы получите на руки заключение, в котором перечислят все недочеты и “болезни” “железного коня”. Но этот документ будет иметь значение только для конкретного салона. В другом вам придется снова пройти процедуру технического осмотра, опять заплатив за это. Фирмачам нет абсолютно никакого дела, что вы недавно проходили инструментальный контроль в ГАИ и имеете от них “официальную бумагу”. Впрочем, и для ГАИ документ из салона тоже не имеет веса. Некоторые салоны идут навстречу клиентам и перезачитывают затраты на технический осмотр вашего старого автомобиля в сумму расходов на новый.
Далее представители салона или приглашенный эксперт-криминалист проверяют, нет ли у вашего автомобиля криминального прошлого и не бывала ли машина в серьезных авариях. Если ответ положительный — до свидания. Оценивается сумма, в которую может встать доводка вашей машины до товарного вида. Решается, есть ли спрос на подобные марки и модели сегодня на вторичном рынке. Затем вам называют цену, за которую готовы приобрести ваш автомобиль в зачет нового.
Безусловно, вы потеряете в деньгах по сравнению с тем, если бы продавали машину самостоятельно. Но, во-первых, давайте подумаем о безопасности сделки. В случае trade-in обман и вас, и будущего покупателя вашего авто практически исключен. Во-вторых, вы экономите время. Не нужно терять драгоценные часы на демонстрацию автомобиля потенциальным покупателям, на поиски нового автомобиля. Сдали старый — уехали на новом. В-третьих, вы даже можете сэкономить. Ведь многие в период обмена автомобиля выставляют продаваемый в салоне или на платной охраняемой стоянке. Оплачивают объявления в газетах. В схеме trade-in все заботы и расходы по продаже и предпродажной подготовке ложатся на плечи салона.
И все равно — торгуйтесь! Сделка по схеме trade-in — рыночная сделка, и вы вправе попытаться повысить цену на ваш старый автомобиль. К примеру, можете устранить выявленные поломки не в авторизованном сервисе, а самостоятельно. Это, разумеется, обойдется дешевле, а для салона не имеет особенного значения, проведете вы ремонтные работы у них или на стороне.
Помните, что сделка выгодна салону сразу по нескольким причинам. Это не только деньги, которые фирма получает от продажи вашей машины. Коммерсанты одновременно приобретают гарантированного покупателя их товара. Новые машины меньше застаиваются в салонах. Сервисы и технические работники загружаются работой. И так далее.
Постарайтесь, чтобы ваш автомобиль выглядел максимально опрятно и чисто. Ведь оценивает ваш автомобиль живой человек, и к тому же все равно перед продажей ему придется приводить ваш автомобиль в порядок. Если вас не устроила предложенная цена, вы можете выставить автомобиль в салоне по своей цене просто на реализацию. Но тут салон добавит от 10 до 15% к вашей цене — комиссия, понимаешь.
А вообще выгоднее всего предлагать к обмену по системе trade-in иномарки в возрасте от 2 до 7 лет европейской сборки.
...Безусловно, услуга trade-in — дело хорошее и нужное. Это очередной шаг к цивилизации российского автомобильного рынка. Другое дело, что пока это начинание не пользуется особенным спросом у автомобилистов. В месяц из фирм, работающих по этой схеме, уходят от двух до десяти авто. Для Москвы, в которой ежемесячно к купле-продаже на вторичном рынке предлагается до 25 тысяч автомобилей, это капля в море.