Мы из месяца в месяц рассказываем о самых изощренных способах угона автомобилей, обмана автовладельцев. Будьте осторожны — говорим мы — не всегда хозяин лишается своей машины в результате грубых и насильственных методов.
Сегодня речь и вовсе пойдет о диковинном способе мошенничества, когда жертва, собственной рукой выписывая генеральную доверенность, о краже своей машины узнает... плавно и постепенно. Причем практически из уст самого мошенника.
Как известно, в криминальном сообществе существует своя иерархия. Мастеров гоп-стопа и различного вида рэкета в принципе можно считать чернорабочими. Тут много ума не нужно. Бей, хватай и беги, хотя истинные спецы своего дела везде ценятся на вес золота. Испокон века в авторитете были щипачи-карманники. Здесь требуется высочайшая квалификация — иначе тюрьма. А от степени риска и мастерства — уважение коллег по цеху. Однако профессиональные мошенники считаются, пожалуй, наиболее привилегированной кастой. Им приходится полагаться только на свой изощренный ум, изобретательность и актерский талант. Любое их действо — настоящий спектакль. Господин, месяц с небольшим назад осужденный одним из московских судов, был, без сомнения, гениальным “комедиантом”. Впрочем, почтенная публика в лице жертв коварного злодея не смогла по достоинству оценить всю глубину его таланта, и правильно сделала. Суд приговорил мошенника к семи годам лишения свободы… условно! Да-да, не удивляйтесь. Крайне редко, но и такое бывает.
Итак, вы хотите продать дорогой автомобиль. Даже не просто дорогой, а очень дорогой. Объявление в газету подавать не резон, уж слишком высоки ставки. Дорога одна — в автосалон. Выбираете фирму попредставительней и, главное, находящуюся в людном месте вблизи оживленной городской артерии. Мошенник как раз в таком и обосновался. Хозяином он вроде не был, но наш источник утверждает, что имел к автосалону прямое отношение и использовал его как прикрытие. Глядя на солидный внешний антураж, вы ставите свою “тачку” на продажу и выписываете на имя “ответственного” лица доверенность на право продажи и получения денег. Мужайтесь, больше вы не увидите ни своей машины, ни денег за нее. Впрочем, не будем забегать вперед, ведь вы еще о таком развитии событий не знаете.
Являетесь через неделю:
— Как идут дела, где машина?
— Отлично, ваша “ласточка” продана! Покупатель серьезный, оставил небольшой залог наликом (вручает деньги), а остальную сумму переведет на банковский счет. Заезжай через недельку. Через недельку, понятно, никто ничего не перевел. Впрочем, как и через две и три. Вы справедливо негодуете:
— “Бабки” на бочку!
— Не кипятись, дорогой. Видишь, меня тоже “кинули”. Я же никуда не бегу, не прячусь. Если ты такой нетерпеливый — забирай другую “тачку”, вон стоит — не хуже твоей.
Продавец выписывает вам доверенность, и вы почти спокойно уезжаете на равноценном автомобиле. Правда, спокойствие длится лишь до первой проверки на посту ГИБДД. Тут выясняется, что машина в угоне. Вам примеривают наручники и возбуждают уголовное дело. После того как путем нечеловеческих усилий вам удается отстоять свою непричастность к угону, найти мошенника становится крайне затруднительно. И вы понимаете, что вас просто “кинули”.
Примерно по такой схеме, с теми или иными нюансами, аферисту удалось облапошить за несколько лет своей деятельности не один десяток человек. Своеобразная пирамида из дорогостоящих машин до поры до времени работала как швейцарские часы. А благодаря чему махинатору удалось избежать расправы по законам российских “джунглей” — не известно. Ведь не секрет, что владельцы дорогих лимузинов в этих “джунглях” — люди не последние.
В уголовном деле фигурировали совершенно астрономические по автомобильным масштабам прибыли злоумышленника — в несколько миллионов долларов, да и транспортные средства были первоклассные. Говорят, что “кинули” даже одного владельца Rolls-Royce. Надо полагать, что и жертвы подбирались довольно тщательно. Ведь в Москве легко нарваться на “орешек”, который окажется не по зубам даже могущественной преступной организации. Неспроста и то, что люди из числа “кинутых” не спешили обращаться за помощью в правоохранительные органы. Не всякий уважаемый по разным причинам господин готов публично признать, что его “развели как лоха”. Так ведь можно и авторитет потерять. Отсюда и конфиденциальность нашего повествования — ни имен, ни адресов.
Так или иначе, но все же один смельчак нашелся и обратился в уголовку. В ходе расследования к нему примкнули еще 15 человек, пострадавших подобным образом от ловкача. Продавцу-затейнику реально “светило” наказание за мошенничество в особо крупных размерах. Статья 159 УК РФ ч. 3 предусматривает за подобное деяние наказание до 10 лет лишения свободы. Однако для суда оказалось непросто квалифицировать действия мошенника, находящегося на скамье подсудимых. Практически не сговариваясь, все истцы потребовали наказать обвиняемого, но не сажать его за решетку. Де-юре с человека, искупившего свою вину на зоне (не важно, на сколько он был осужден), снимаются все обвинения. К тому же, разбираясь с ним после отсидки, что называется, по понятиям, уже никто не сможет получить старые долги. Очевидно, это и стало причиной столь странного приговора — семь лет условно. Наручники с мошенника сняли прямо в зале суда. Правда, ему теперь уж точно не позавидуешь — секретные подвалы для выбивания долгов в стране еще не перевелись...
КСТАТИ
Такой приговор суда некоторым может показаться по меньшей мере странным. Такой срочара — и условно! Где смысл? Юридически смысл действительно не улавливается, но по жизни, очевидно, мошенник свое получит. “МКмобиль” провел небольшое исследование на предмет обнаружения похожих приговоров в судебной практике. Оказалось, что выбранное судом наказание — совсем не диковинка. Некоторое время назад в Волгоградской области за крупномасштабную легализацию контрабандных иномарок осудили коммерсанта Владимира Пономаренко и Алексея Кузнецова, капитана милиции, возглавлявшего тогда одно из подразделений МРЭО ГИБДД Алексеевского района. Об этом громком деле, ниточки которого, естественно, вели в Москву, писал тогда “МК-Волгоград”. В течение нескольких месяцев махинаторы поставили на учет 68 иномарок. Практически ни одну из них не ввезли в страну легально, а большинство из этих машин были угнаны в странах Европы. По данным транспортной прокуратуры, ущерб от деятельности махинаторов составил тогда порядка 1,5 млн. долларов. Так вот, первого из обвиняемых осудили на семь лет лишения свободы, второго — на семь с половиной, но обоих — условно, с возвратом конфискованного имущества. Примечательно в данном случае и то, что этот же судья, несколько ранее, вынес точно такой же приговор гражданке Италии Надежде Фратти, бывшей нашей соотечественнице, за взятки должностным лицам и подделку документов. Ее и ряд лиц обвиняли в организации канала по незаконному усыновлению детей. А попросту, в продаже детей за границу.
Столь странным наказанием отделался и бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Шевченко. Получил “суровый” срок за вымогательство. А то как-то неловко получается: депутат — условный зэк.
За торговлю наркотиками условно “сажали” на семь лет по всей стране. Новый Уренгой, 1999 год, — торговля героином. Воронеж, 2001 год, — хранение и реализация опия сырца. Петрозаводск, Питер... Всех и не перечислишь.