Ездить на старой и раритетной машине — удел состоятельных людей. Во всяком случае, общемировая практика это подтверждает. А процесс использования автомобилей, снятых с производства, подразумевает готовность водителя столкнуться с определенными трудностями при поиске уникальных запчастей.
Увы, но в прошлом народный и более чем демократичный “Москвич-2141” в ближайшем будущем может постигнуть участь “живого мертвеца”. Когда автомобили еще очень даже живы, но комплектующих в полном объеме днем с огнем не найти. Уже сегодня владельцы “Москвичей” несколько “недоедают” комплектующих. “Сорок первый” впервые появился в свободной продаже в 1986 году. Правда, свободной продажу назвать было тяжело. В ту пору действовал еще советский принцип распределения автомобилей: полжизни копишь, а другие полжизни стоишь в очереди за покупкой. АЗЛК по тем временам предложил машину совершенно иного класса, чем все советские автозаводы. Если вазовские “зубилы”, появившиеся чуть ранее, в народе сразу окрестили как транспорт рэкетиров и прочих лихих людей, то “сорок первый”, как нам кажется, по праву стал флагманом советского благополучия и дозволенной на тот момент респектабельности. Прогрессивный для советского автопрома передний привод, мягкий и динамичный ход, просторный и сравнительно комфортабельный салон, простота в обслуживании — все это быстро превратило “сорок первый” в настоящий бестселлер. Да и цена машины во все времена, вплоть до закрытия завода, казалась наиболее доступной.
Но времена меняются, и “сорок первый” пошел в народ. Думается, многие помнят, как в Люблино, недалеко от завода, в привязке к обычному специализированному магазину стихийно разросся целый рынок запчастей с явным москвичовским уклоном. Причем старожилы утверждают, что львиная доля комплектующих поступала в торговые ряды нелегально. Заводчане их попросту воровали на предприятии и продавали здесь же, рядом, по доступным ценам. Видимо, это и было началом конца. Завод просто вынесли по винтику. И было бы удивительно, если после этого завод не обанкротился. Как утверждают очевидцы, работяги тащили по мелочи, но в промышленном масштабе. А те, кто имели хоть какую-то власть на АЗЛК, вывозили грузовиками и отгружали “левак” вагонами.
В конце девяностых, в период агонии предприятия, называвшегося к тому времени АО “Москвич”, цены на оригинальные москвичовские запчасти казались вполне умеренными, а саму машину в народе “любовно” окрестили “большой конструктор для взрослых”.
Фактически, прекратив выпуск “сорок первых”, завод “сдулся” в 1999 году. Однако вплоть до 2001 года из ворот сборочного цеха еще выезжали различные персонажи из древнерусской истории: представительские “Юрий Долгорукий”, “Иван Калита”, “Князь Владимир”. “Святогору” удалось продержаться, пожалуй, дольше всех — до 2002 года. Впрочем, “свеженькая” национал-патриотическая придумка маркетологов не смогла спасти от неизбежного: производство полностью остановлено, в том числе запчастей и комплектующих.
Видимо, в этой связи некоторые средства массовой информации нынче покатили волну слухов, что, дескать, запчастей на “Москвич-2141” на рынке нет и не предвидится, а те, что можно купить, — слишком дороги. Мы решили проверить эти слухи и отправились по рынкам и магазинам “Автозапчасти” с ручкой и блокнотом.
Южный порт по традиции встретил нас не слишком приветливо: похоже, здесь всегда, вне зависимости от времени года, грязь, слякоть, какая-то беспросветная неустроенность и вечно нервничающие продавцы. Однако все эти недостатки компенсируются максимально низкими ценами на запчасти. После беглого осмотра местных “достопримечательностей” выяснилось, что запчасти для “сорок первого” все-таки есть, хотя торгуют ими немногие. Если с ремкомплектами для уфимских и прочих штатных москвичовских двигателей проблем в принципе нет, то детали трансмиссии придется поискать. АЗЛК не доверял смежникам и единолично выпускал коробки передач, ШРУСы и т.п. Складские запасы нынче практически исчерпаны, и у автовладельцев есть все шансы “налететь” на некачественную подделку (в лучшем случае), а то и б/у детали, талантливо замаскированные под новье. В то же время нельзя сказать, что цены на детали двигателя, ходовой части или тормозной системы сильно выделяются на фоне прочих отечественных моделей. С “жестянкой” ситуация несколько иная. В принципе все есть, однако некоторые цены действительно кусаются. Если передние крылья для “сорок первого” стоят от 550 (польского производства) до 750 (оригинальные заводские) рублей, то новый капот потянет минимум на 6000 рублей. Для сравнения: капот для Иж стоит порядка 900 рублей, а капот на вазовскую “девятку” порядка ста долларов. Согласитесь, для далеко не самого престижного и дорогого автомобиля, как “41-й”, не лучшая пропорция. Даже “родной” тольяттинский капот на популярную “десятую” серию обойдется не более чем в 5000 рублей.
Значительную нишу москвичовского “железа” занимают бэушные детали кузова. В среднем на рынке они вдвое дешевле новых. Но заплатить даже 300—400 рублей за откровенно ржавое крыло или выложить сотню “зеленых” за такой же капот с возможно ворованной старой машины отважится не всякий.
Крупнейшие московские магазины тоже не могут побаловать полным изобилием запчастей на “Москвич-2141”. Пресловутые капоты еще дороже, чем на рынке, — 6700—7000 рублей. Крылья обойдутся примерно в те же деньги, что и на рынке, разве что на “Святогор” рублей на сто дороже. Между тем многие фирмы вынуждены постепенно отказываться от продажи комплектующих для “Москвича”, поскольку изготовители так называемых кооперативных деталей не способны предоставить товар надлежащего качества, а розничные продавцы, в свою очередь, не могут брать на себя ответственность перед покупателями, — сообщил “МКмобилю” директор одного из крупных московских магазинов.
Одним словом, пока запчасти есть, но их ручеек становится все тоньше. По мнению наших экспертов, с каждым днем все чаще владельцам “41-х” придется обращаться к рекламным объявлениям типа: продам машину на запчасти. А между тем продать подержанный “сорок первый” как рабочий автомобиль, а не как груду деталей, становится все более проблематично. Жаль! Хорошая была машина — для народа...