1499

Мэр указал на шип

Понятно, что в очередной раз залезть в карман автолюбителей градоначальнику вздумалось не от хорошей жизни. Из-за упразднения дорожного фонда город ежегодно теряет более 20 млрд. руб. После отмены пятипроцентного налога с продаж — примерно столько же. Новые ставки транспортного налога, видимо, не приносят ожидаемой прибыли. Чиновникам снова потребовались “живые” деньги из нашего кошелька. Сегодня “крайними” (по сезону) оказались шипованные покрышки. Вернее, их добропорядочные владельцы. Но в этот раз действо происходит совсем нехорошо, даже нечестно.
Поделиться

Понятно, что в очередной раз залезть в карман автолюбителей градоначальнику вздумалось не от хорошей жизни. Из-за упразднения дорожного фонда город ежегодно теряет более 20 млрд. руб. После отмены пятипроцентного налога с продаж — примерно столько же. Новые ставки транспортного налога, видимо, не приносят ожидаемой прибыли. Чиновникам снова потребовались “живые” деньги из нашего кошелька. Сегодня “крайними” (по сезону) оказались шипованные покрышки. Вернее, их добропорядочные владельцы. Но в этот раз действо происходит совсем нехорошо, даже нечестно.

По мнению мэра, за использование шипов надо платить городу, поскольку они, мол, создают колейность и портят дороги.

— Это решение логично? — задал чиновникам риторический вопрос Юрий Лужков. И посетовал, почему департамент жилищно-коммунального хозяйства не вносит такое предложение на рассмотрение правительства города.

Наша забавная жизнь приучила — дыма без огня не бывает. Похоже, горожане-автовладельцы к транспортному налогу и обязательной “автогражданке” получат еще одну статью расходов — за возможность зимой безопасно ездить на автомобиле.

А если не заплатишь — “бодай” по гололеду впереди идущий автомобиль и снова выкладывай “бабулечки”. Интересная жизнь у моторизованных москвичей вырисовывается...

Цена вопроса

Но вот что удалось выяснить “МКмобилю”. По словам Николая Лужникова, замдиректора РосдорНИИ, последнее исследование о влиянии шипованных шин на покрытие дороги у нас проводилось лет 25 назад. А за рубежом (например в Финляндии) подобные исследования состоялись совсем недавно, в конце 90-х годов. И судя по ним, доля вины шипов в износе дороги присутствует. Однако на так называемую колейность влияет и масса других факторов. Это и интенсивность движения, и скорость потока, и нагрузки на полотно дороги при разгоне и торможении автомобилей.

Сегодня, повторимся, специальных исследований по этой теме в нашей стране не проводится.

И за неделю дать однозначно точный ответ о причинах возникновения колейности на городских улицах, как предложил Лужков, вряд ли получится. Для этого необходимо создавать научные группы и проводить серьезные изыскания. Что требует и средств, и времени.

В той же Финляндии на подобные работы выделялись очень серьезные деньги — сотни миллионов долларов. Да и сами исследования заняли несколько лет. Проблему изучили досконально. Зато теперь эта страна — лидер по выпуску шипованных шин, там создано специальное дорожное полотно, которое может им противостоять, там разработаны и действуют соответствующие законы, регулирующие использование шипованных покрышек в холодный сезон. Чем же наша страна отличается от соседней, если большая часть России девять месяцев в году засыпана снегом и скована льдом?

О колейности без келейности

Как считает Николай Лужников, использование шипованных покрышек в городе — не основная причина возникновения колейности на столичных дорогах. Например, летом у остановок общественного транспорта она тоже появляется. Но автобусы и троллейбусы ездят без шипов круглый год. Значит, проблема в другом. Транспорт подъезжает к остановке медленно, и покрытие не выдерживает увеличивающихся статических нагрузок.

Скорее всего колея образуется по двум причинам. Во-первых, не выдерживает нагрузок сама дорожная конструкция. Во-вторых, на дороге присутствует так называемый абразивный износ (когда грязь, камешки и прочая нечисть отбрасываются проезжающими машинами к центру проезжей части и которые снова попадают под колеса автомобилей). Если основная причина этого явления, как уверяет Лужков, шипованные покрышки, то почему колейность не возникает на средних и крайних правых полосах?

Также колейность появляется из-за того, что по крайней левой полосе автомобили едут с более высокой скоростью, чем по другим полосам. Там выше динамические нагрузки и тангенциальные силы. Свою долю вносят и противогололедные материалы, которые вступают в химическую реакцию с покрытием дороги. А само качество дорожно-строительных работ?

По словам Лужникова, колейность на наших дорогах возникла не сегодня и не вчера. Еще пятнадцать лет назад он ее наблюдал в левой полосе на Ленинградском проспекте, когда до массового использования зимой шипованных покрышек в городе было еще далеко.

— Сегодня отсутствуют планомерные научные исследования в этой области, поэтому и возникает разная, ничем не подтвержденная информация, которую невозможно проверить, — считает Лужников.

Кстати, на заседании Правительства Москвы начальник Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Иван Ищенко сообщил об отказе от услуг 84 подрядных организаций, выполнявших в прошлом году ремонт городских дорог.

Например, в прошлом году ОАТИ наложило

1781 штраф на общую сумму 7 млн. рублей за дорожно-строительные нарушения.

Так, может быть, дело все-таки не в шипованных колесах?

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Эдуард КОТЛЯРСКИЙ, директор НИИ материалов и конструкций МАДИ (ГТУ):

— Проблема быстрого износа дорожного покрытия очень многогранна, поэтому винить в появлении колейности одни только шипы очень неправильно. Конечно, использование шипованной резины ускоряет разрушение дорог, но на этот показатель также влияют другие многочисленные факторы, которые тоже невозможно не учитывать. Существующие нормы строительства и ремонта дорог разработаны еще в 50-х годах прошлого столетия и уже не соответствуют современным требованиям. За это время сильно изменилась структура транспортного потока: на дорогах появилось огромное количество тяжелых внедорожников, в том числе и на шипах, а значит, увеличилась динамическая нагрузка на асфальт.

Сильно влияет на состояние покрытия дороги и хлористая соль, используемая в качестве противогололедного реагента. Она сокращает срок службы асфальта почти в два раза. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дорожную разметку. В ее основе лежат современные устойчивые к разрушению полимеры, которые гораздо прочнее битумной основы дорожных покрытий. Увы, на практике они не выдерживает и шести месяцев. В такой ситуации очевидно, что без разработки новых, более прочных дорожных покрытий сегодня не обойтись. Однако для этого необходимы серьезные исследования, позволяющие определить причины преждевременного износа дорожного покрытия и необходимые методы решения проблемы.

В наших условиях любой запрет на использование зимой шипованной резины — непозволительная роскошь. Такой шаг приведет к резкому увеличению серьезных аварий, а значит, и пострадавших. Финансовые же затраты, связанные с временной или полной потерей трудоспособности этих граждан, не пойдут ни в какое сравнение с экономией на ремонте дорог. К такому выводу давно пришли все развитые страны — к примеру, в Скандинавии использование шипованной резины в холодный сезон установлено законодательством. То же самое касается Швейцарии, Италии и других европейских стран. А мы от этих стран отличаемся более суровым климатом, так что не учитывать опыт более благополучных государств по меньшей мере расточительно.