Как известно, в ноябре 2004 года “АвтоВАЗ” начинает серийное производство нового семейства автомобилей класса “В” — “Kalina”. Однако в следующем году нас ожидает еще одна принципиальная новинка — “Проект “2170”.
Чем живет предприятие в канун начала сборки автомобилей новой серии? Второго апреля с заводского конвейера торжественно сошел 22-миллионный автомобиль. Им стала “Lada-21103”.
Остается только удивляться, сколь значительными темпами растет в последнее время российский автопарк. Если в Европе сегодня прослеживается тенденция снижения продаж новых машин, то у нас количество россиян-водителей с каждым годом увеличивается. Наряду с повышенным спросом, которым пользуются нынче новые иномарки, у наших соотечественников не ослабевает интерес и к не столь дорогим отечественным моделям. В прошлом году россияне приобрели более 1,4 млн. легковых автомобилей. На долю отечественных марок из этого вала приходится более половины — 876 тысяч продаж, а лидером среди них по-прежнему остается “АвтоВАЗ”. В прошлом году на внутреннем и внешнем рынках им продано 718 тысяч новых автомобилей и 98 тысяч автокомплектов.
Вазовские старожилы, наверное, помнят, как в 1973 году было положено начало отсчету вазовских “миллионников”. Тридцать лет назад именинником был самый желанный и наиболее дорогой по тем временам ВАЗ-2103. Нынешний юбиляр — “Лада-21103” — в комплектации “люкс” оснащен электростеклоподъемниками передних и задних дверей, маршрутным компьютером, литыми дисками, противотуманными фарами, регулируемыми и обогреваемыми зеркалами, сиденьями с обогревом. Кроме того, машина вышла с улучшенным интерьером: новыми обивками дверей и сидений.
Максимальная скорость “сто третьей” —
185 км/ч, что является одним из лучших показателей для автомобилей такого класса. А динамика разгона до 100 км/ч — 12,5 секунды. Такие показатели достигнуты за счет установки 16-клапанного двигателя объемом 1,5 л. В ближайшее время планируется переход на новый — еще более мощный двигатель объемом 1,6 литра. Этот автомобиль полностью отвечает международным нормам “Евро-2”. Недавно претерпела изменение и технология сварки, позволившая выпускать кузова, соответствующие новым, более жестким европейским требованиям безопасности при боковом и фронтальном ударах.
При всем скепсисе, что слышен в адрес автогиганта со стороны многочисленных приверженцев иномарок, нельзя не отметить следующий факт. Ведущая российская автокорпорация уже несколько лет работает с прибылью. Начиная с 2001 года на Волжском автозаводе перестали подсчитывать убытки. Так, только за прошлый год чистая прибыль составила порядка 4,6 млрд. рублей. Правда, эти цифры пока не аудированы, а также не утверждены советом директоров и собранием акционеров ОАО “АвтоВАЗ”, но уже сегодня можно говорить, что общая сумма выручки в 2003 году составила 107 млрд. рублей — наивысший показатель за последние пять лет.
Это значит, что в будущем помимо инвестиций извне для скорейшего обновления модельного ряда “АвтоВАЗ” сможет использовать и собственные средства. По словам Николая Хатунцова, главного бухгалтера ОАО “АвтоВАЗ”, директора по учету, налогам и аудиту, только на закупку оборудования в прошлом году было потрачено порядка 8 млрд. рублей, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — 1,3 млрд. рублей.
Конечно, все прекрасно понимают, что “Lada” сегодня — не Mercedes. Более того, вряд ли когда-нибудь им станет. Однако тольяттинские автопроизводители и не собираются, что называется, объять необъятное. Сегодня главная задача — предоставить возможность сотням тысяч россиян за разумные деньги приобрести современный автомобиль. А спрос на машины из Тольятти высокий и стабильный.