1073

Кормушка для аферистов

По мнению западных аналитиков, из всех выплат по автострахованию 5—10% однозначно оседают в карманах жуликов. В России пока не существует статистики случаев, в которых страховые компенсации добывались бы при помощи мошенничества. Между тем отечественные страховщики уверены, что наша страна — не исключение, и местным аферистам удастся заполучить 5—15% от всех “аварийных” компенсационных выплат.
Поделиться

По мнению западных аналитиков, из всех выплат по автострахованию 5—10% однозначно оседают в карманах жуликов. В России пока не существует статистики случаев, в которых страховые компенсации добывались бы при помощи мошенничества. Между тем отечественные страховщики уверены, что наша страна — не исключение, и местным аферистам удастся заполучить 5—15% от всех “аварийных” компенсационных выплат. По некоторым данным, в 2004 году нашим автовладельцам по страхованию гражданской ответственности предполагается выплатить 10 миллиардов рублей. Значит, бандиты наживутся как минимум на один миллиард. Игра стоит свеч.

К введению ОСАГО, как известно, не готовы оказались не только простые автомобилисты, но и ГИБДД, и сами страховые компании. Чем незамедлительно воспользовались (и продолжают пользоваться) различного уровня проходимцы, жулики и откровенные бандюганы.

Запротоколировать и грамотно оформить ДТП нетрудно, гаишники в этом руку набили на пять с плюсом. А вот выявить и при надобности доказать, что в такой-то аварии присутствует явный признак мошенничества, дорожным инспекторам не под силу. Да, собственно, это не их головная боль. Вовремя распознать факт жульничества — всецело в интересах представителей страховых компаний. Для этого у авторитетных компаний есть специальный штат сотрудников, профессионально занимающихся выявлением аварийных жуликов. Однако c появлением ОСАГО их стало хронически не хватать. Эксперты физически не в состоянии обработать многотысячный поток документов по возмещению ущербов по ДТП. В связи с чем возникают масса задержек по выплатам компенсаций и спорные вопросы по их размерам.

Порой страховщики интуитивно чувствуют, что дело нечистое, и пытаются максимально снизить размер компенсаций и даже “замотать” дело, заставив человека отказаться от всех требований к компании. Естественно, что во всей этой чехарде и сумятице страдают в первую очередь честные граждане. Но страховщики пытаются бороться с криминалом.

Под «колпак» по признакам

Как правило, в управлениях и отделах расследований страховых компаний трудятся бывшие сотрудники правоохранительных органов. Но это, так сказать, “тяжелая артиллерия”, начинающая работать только после того, как от обычного сотрудника фирмы им поступила информация о выявлении первичных признаков недобросовестности клиента.

Первичные признаки мошенничества (будем называть вещи своими именами) сводятся к двум основным моментам. Первый — несоответствие повреждений на автомобиле характеру столкновения и дорожной ситуации. Второй — клиент отказывается демонстрировать автомобиль эксперту страховой компании. Вместо этого поврежденное транспортное средство в оперативном порядке поступает в автосервис на ремонт. По рассказам страховщиков, у них бывали случаи, когда машину, числящуюся по документам не подлежащей восстановлению, приводили в нормальный вид в течение двух-трех суток. Естественно, в таких случаях к клиентам у сотрудников из отделов расследования страховой компании возникает масса вопросов.

Для упрощения работы страховщики придумали своеобразный тест, по которому выявляется степень вероятности факта мошенничества. Условно этот тест — расширенная концепция выявления жуликов среди клиентов по первичным признакам. В зависимости от количества собранных по делу баллов координируется дальнейшая работа с подозрительным клиентом.

«Мочить» из всех орудий

Страховое ДТП произошло без свидетелей в отдаленной местности — 5 баллов. Значительный материальный ущерб, но объективные обстоятельства аварии исключают это (на парковке машину трудно разбить, что называется, в хлам) — 5 баллов. Знакомство между собой участников ДТП — 4 балла. Наступление страхового случая происходит в короткий период после заключения договора страхования (или перед его окончанием) — 3 балла. Клиент предоставляет при страховании дубликат свидетельства о регистрации и ПТС — 3 балла. Свидетели аварии дают противоречивые показания — 3 балла. Социальный статус страхователя не соответствует стоимости пострадавшего автомобиля — 2 балла. Отсутствие значительных телесных повреждений при серьезных механических повреждениях машины — 2 балла. Автомобиль с пробегом более 80 000 км — 1 балл. Владение транспортным средством по доверенности — 1 балл.

В итоге если клиент в общей сложности набирает менее 10 баллов, страховщики делают следующий предварительный вывод: явного жульничества нет, простое стечение обстоятельств с негативным оттенком.

При наборе от 10 до 20 баллов страховщики настораживаются, появляется вероятность мошенничества — надо искать дополнительную информацию, подтверждающую злой умысел либо опровергающую. А вот если пострадавший набрал более 20 баллов, вывод один: перед нами мошенник. И к делу подключается “тяжелая артиллерия” страховщиков, начинающая “мочить” клиента из всех орудий.

К сожалению, судя по количеству жалоб, поступающих от простых водителей на страховщиков, не желающих (а порой в открытой форме отказывающихся) выплачивать компенсации по ДТП, работа “тяжелой артиллерии” ведется не совсем корректно. Нередко под “зачистку” попадают и честные граждане. А может, это просто экономически выгодно — отказываться платить по счетам под флагом борьбы с аферистами? Ведь один миллиард рублей на дороге не валяется.