Как известно, плана по поимке нарушителей в ГАИ нет, но его выполнения от своих подчиненных начальство требует жестко. Вот и непонятно, кому верить: то ли большезвездным гаишникам, то ли рядовым инспекторам.
Недавно заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников упрекнул ГИБДД в плохой работе: “В 2003 году было составлено на 15% меньше протоколов за нарушение Правил, чем в 2002 году. Столь плохие показатели можно связывать с коррупцией”. В подтверждение своих слов г-н Колесников сослался на многочисленные проверки, в ходе которых была поймана за руку не одна сотня служивых. Наиболее распространенное нарушение, допускаемое гаишниками, — несоставление протокола на водителя, преступившего букву дорожного закона.
Из слов высокопоставленного прокурорского начальника следует, что гаишники в 2003 году в погоне за левым рублем недовыполнили план и тем самым недообогатили бюджет страны как минимум на 15% по сравнению с 2002 годом. Вместе с тем, как нам пояснили в Главном управлении ГАИ России, снижение количества составленных протоколов никак не связано со мздоимством. Дело в том, что, когда в 2002 году вступил в законную силу новый КоАП, инспектора чересчур активно взялись за нарушителей и штрафовали их даже за невключенный поворотник перед началом маневра. Однако не стоит думать, что 2002 год был самым ударным в плане штрафов, ибо если сравнить его с 2001 — картина более или менее человечная... В 2003 году гаишный главк в очередной раз повернулся к водителям лицом и принял реальные меры: дал установку инспекторскому составу по мелочам к автолюбителям не придираться. С этим-то и связано падение показателей...
Недавно нам в редакцию позвонил бывший инспектор ГАИ, работавший на трассе в Московской области, который во всех красках рассказал о плановой системе, действующей в Госавтоинспекции. В частности, каждый инспектор за смену должен выписать как минимум 10 протоколов. Пока не будет выполнен план — смена не закончится (о том же рассказывает и сосед по даче шеф-редактора “МКмобиля”, носящий погоны капитана). Впрочем, и личный опыт каждого российского водителя говорит о существовании “палочной системы”. Вспомните, как к концу квартала мобилизуются дорожные милиционеры и строчат протоколы за любой пустяк...
На фоне плановой системы работы ГАИ борьба с нарушителями и аварийностью выглядит несуразицей. Если в самом деле наших водителей взять в ежовые рукавицы, то количество проштрафившихся моторизованных граждан резко упадет. В связи с этим государственная казна в целом и Фонд безопасности дорожного движения в частности лишатся ощутимой статьи дохода. Выходит, что выполнение плана никто и никогда не отменит?
За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела ДПС ГУ ГИБДД МВД России Дмитрию Чучуеву, который отчасти развеял наши сомнения:
— Системы плановых показателей по количеству выявленных нарушений, конечно же, нет, — рассказывает Дмитрий Витальевич. — Более того, нормативными правовыми актами МВД России прямо предписано, что оценка деятельности сотрудников ДПС не должна осуществляться по количеству выявленных нарушений Правил. В основе оценочных критериев как подразделений, так и конкретных сотрудников лежит степень их влияния на предупреждение ДТП. При этом учитываются и другие факторы: знание и правильное применение законов и других правовых актов, культура общения с гражданами, наличие обоснованных жалоб, выявление и пресечение преступлений. Вместе с тем нельзя отрицать, что некоторые командиры подразделений дают негласные указания подчиненным на предмет количественных показателей по нарушителям. Это — нарушение установленных приказами требований. По каждому подобному выявленному факту проводится проверка, и виновные привлекаются к ответственности.
Штрафы, взыскиваемые с водителей, согласно законодательству поступают в бюджеты различных уровней. Финансирование Госавтоинспекции и фондов БДД от них никак не зависит.