В конце октября этого года на совместном автопредприятии “Автофрамос” будет выпущен новый Renault российской сборки.
Наполеон вошел в Москву, но не смог ее удержать. А вот “Renault” не только “прописался” в столице, но и старается не отдать ни пяди ее своим конкурентам — компаниям “Toyota”, “Ford”, “Volkswagen” и GM. Борьба за рынок, на котором десятилетиями царствовали отечественные малолитражки, как и положено, началась с захвата стратегического “плацдарма”.
Французы “окопались” в одном из производственных корпусов скончавшегося несколькими годами ранее ОАО “Москвич”.
В гигантском здании размером 600х150 метров, в котором когда-то планировалось выпускать двигатели для “сорок первых”, кипит работа: тысяча русских рабочих и 65 французских экспертов ведут монтаж оборудования для будущего автопроизводства.
Как заявил гендиректор АО “Автофрамос” Жан-Мишель Жалинье, все работы по установке производственных линий и реконструкции здания завершатся в конце августа. Затем, в октябре этого года, когда завершатся испытания всех технологических систем, будет собран первый, так называемый пилотный, кузов российского Renault Logan. По словам другого руководителя АО “Автофрамос” Дени Лавалетта, директора по производству, завод заработает полностью только весной будущего года. А в середине 2005 года начнется полномасштабный коммерческий выпуск автомобилей.
Надо сказать, “Renault” инвестировала в новое производство $250 млн. Это самые крупные вложения в автопроизводство на территории нашей страны. Как подчеркнули представители компании, примерно половина суммы направлена на реконструкцию производственного здания, а также на восстановление и строительство различных коммуникаций.
Процесс пошел
Сборка кузовов Logan, понятное дело, роботизирована. В этом смысле московское подразделение “Renault” ничем не отличается от ему подобных в других странах, в том числе и в самой Франции. Интересная подробность, приведенная французскими автостроителями: кузов Logan состоит из 385 деталей, при сборке которых используется 3456 сварных точек. Понятно, что следующий закономерный вопрос о поставщиках комплектующих.
На первом этапе производства все детали и агрегаты для Logan будут привозными. Например, моторы поставляются из ЮАР, подвеска — из Турции, а “мелочовка” — из Румынии, где “Renault” уже построила аналогичный завод.
Однако, как подчеркивают представители “Автофрамоса”, они заинтересованы в поставщиках из России (это снизит себестоимость строительства машин) — уже в конце года планируется подписать два крупных контракта. Вероятно, один из них касается поставок проката для кузовов. Также выяснилось, что автомобили будут комплектоваться отечественными стеклами. Из других деталей российскими обещают быть двери и боковины кузова.
Культурная революция
Как известно, у наших автопроизводителей всегда хромали качество и культура производства. А как эти проблемы решаются на “Автофрамосе”?
По словам руководителей предприятия, борьба за качество — задача наиглавнейшая для сотрудников подразделений “Renault”.
Например, каждый рабочий должен остановить конвейер, если заметит проблемную деталь. И весь завод будет стоять и ждать, пока все недочеты не устранят. Это первый этап контроля качества продукции.
Кроме того, на каждом этапе производства есть свой проверяющий и мастер участка. Ни один автомобиль не может попасть на другой участок без их контроля. Планируемая скорость сборки — 13 автомобилей в час. Причем каждый час, кроме плановых проверок, прямо на конвейере тестированию подвергается любой автомобиль на выбор техадминистрации. Завершающий этап — тестирование машин на собственном треке (его завод построит несколько позже).
Что касается объемов выпуска в 2005 году, то точное число машин руководство “Автофрамоса” назвать затруднилось.
— Пока точных цифр мы назвать не можем: это зависит от многих факторов — поставщиков, скорости запуска основного конвейера, — сказал Дени Лавалетта.
Предприятие начало набор российских специалистов. В основном это выпускники российских технических вузов — они уже стажируются на заводах “Renault” во Франции и Румынии. В конце года “Автофрамос” начнет набор и специалистов-рабочих. Сегодня на заводе трудятся 450 человек. К 2006 году их число возрастет до 2000 специалистов, которые выйдут на годовой объем выпуска в 60 000 машин. Если проект Logan станет коммерчески успешным, то к 2010 году предприятие собирается работать в три смены с годовым производством не менее 100 000 автомобилей.
Сколько будут получать автофрамовцы? Ответ Жан-Мишеля Жалинье краток: “Зарплата сотрудников СП ориентирована на местный рынок труда — она будет ни чрезмерной, ни отстающей от общего уровня”.
Другой закономерный вопрос — как воспримет Logan отечественные дороги? И здесь французы заверили — автомобиль специально адаптирован для эксплуатации в России. Хотя, как заметили они, в Москве зимой дороги посыпают “интересными химикатами, которых не увидишь в других странах”. Тем не менее. автомобили подготовлены и к этой напасти.
...Похоже, появление Logan — новая угроза нашим автостроителям. Французы легко и непринужденно вторглись в так называемый класс “С”, где ранее безраздельно царствовали “АвтоВАЗ” и “Иж-авто”. Даже по статистике подержанные иномарки этого класса составляли не более 10% от общего количества. Ввозить их было делом не особо выгодным — за те же деньги можно привезти старую машину более высокого класса. Большинство импортируемых машин — это класс “D” (Opel Vectra и VW Passat) и “E“ (Mercedes Е-класса, BMW 5-й серии, Opel Omega). Согласно ранее озвученной информации, в той же Румынии Logan обещали продавать от 5000 евро. В России — от 7000 евро, хотя первоначально эта цифра объявлялась в долларах США.
Если “АвтоВАЗ” назначит за свой “новый” 2170 “десятку баксов”, кому он станет нужен за такие деньги? Когда под боком есть Logan...