1615

«Ласточкино» гнездо

По нашему двору пошел слушок: “ракушки” будут сносить. Говорят, нашелся богатенький буратино, хочет построить развлекательный комплекс с игровыми аппаратами. Одним словом, “для народа”! “Не дадим! Отстоим свое железо!” — грозно трясут кулаками самые решительные. “Ой, снесут, ей-ей, снесут родимые!” — стонут те, кто потрусливее. И перед всеми встает логичный вопрос: а где машины-то ставить будем?
Поделиться

По нашему двору пошел слушок: “ракушки” будут сносить. Говорят, нашелся богатенький буратино, хочет построить развлекательный комплекс с игровыми аппаратами. Одним словом, “для народа”! “Не дадим! Отстоим свое железо!” — грозно трясут кулаками самые решительные. “Ой, снесут, ей-ей, снесут родимые!” — стонут те, кто потрусливее. И перед всеми встает логичный вопрос: а где машины-то ставить будем?


Граждане, гаражи надо строить самим! К этому призывает сегодня московское правительство и предоставляет для этого, что само по себе редкость, все необходимые условия. О программе “Народный гараж”, призванной обеспечить доступность приобретения машиноместа москвичу со скромным достатком, столичная пресса пишет уже давно. Нас уже практически убедили в том, что эта программа является наименее затратной альтернативой “ракушкам” и прочим, как утверждают городские власти, засоряющим дворы гаражным элементам. Не хочешь переплачивать, покупая втридорога машиноместо в огромном многоэтажном паркинге? Пожалуйста, сам становись инвестором. Не хочешь делиться своими кровными с городским бюджетом? Не надо, город добровольно отказывается от своей доли и без всяких конкурсов отдает землю под строительство паркинга. Только стройте, не ждите, когда в каждом дворе на месте “ракушек” и потенциальной парковки будет стоять зал игровых автоматов или какой-нибудь “Бишбармак” — очередной ресторан восточной кухни.

Поводом для этой публикации послужило Постановление правительства Москвы “О строительстве многоэтажных гаражей-стоянок по программе “Народный гараж”, подписанное 13 июля столичным мэром. С появлением данного документа массовое строительство “народных гаражей” станет наконец возможным. Дело в том, что до сих пор не было регламента, четко определяющего действия сторон, а главное — не существовало законодательно прописанного положения о порядке и источниках финансирования работ по строительству “народного” гаража. К счастью, теперь мы имеем все необходимое. Хоть завтра начинай строить.

Большой конструктор для взрослых

Так что же это такое — “народный гараж”? Как он будет выглядеть, сколько будет стоить и как долго его нужно строить? На часть этих вопросов мы и попытаемся ответить сегодня.

Народный — значит, простой, дешевый и быстровозводимый, способный разместиться почти в любом дворе. Авторы программы, учитывая три этих условия, предлагают, пожалуй, максимально приемлемую с технической точки зрения схему. Ее суть состоит в следующем. Практически все наши дворы облеплены “ракушками” и прочими гаражными конструкциями. Население по большей части уже смирилось с тем, что “родная” земля не используется ни под выгул собак, ни под детские или спортивные площадки. Представьте себе два ряда гаражных одноэтажек, стоящих друг напротив друга. Длина одного укрытия — примерно 6 метров плюс 6 метров для выезда из ворот и аналогичное укрытие напротив. Получается, что минимальная ширина возможного на этом месте гаражного модуля должна составить 18 м. А длина 2—3-этажного модуля и количество машиномест в нем будет зависеть от наличия площадей в каждом конкретном дворе.

В качестве базовых проектов сегодня предлагаются дешевые и быстровозводимые открытые проветриваемые паркинги. Их монтаж обещает стать максимально бесшумным и скоротечным. Сначала снимается 40 см грунта для заливки фундамента. Далее рабочим остается лишь собрать “конструктор”. Это сооружение состоит из стандартных металлоконструкций. Причем металлические балки будут поступать на стройплощадку уже нужного размера, с просверленными технологическими отверстиями под крепежные болты и прочую оснастку. Иными словами, строителям не нужно ничего резать, сверлить и сваривать, что обычно доставляет неудобства для окрестных жителей. Теоретически при помощи гаечных ключей гараж на 100 машиномест можно собрать за несколько недель. На сегодня и архитекторы, и проектировщики уверены, что подобная схема обеспечит абсолютный минимум по цене: дешевле быть не может.



Сколько стоит дом построить

Плавно мы подошли к самому главному — финансовому аспекту проблемы. Человек, которому предлагают стать одним из инвесторов строительства паркинга, имеет право знать, во что выльется эта затея. За последний год называлось много разных цифр: и $5000, и $4000, некоторые даже упоминали паркинги с себестоимостью машиноместа от $2500. Чтобы отсечь всевозможные кривотолки, скажем сразу: точную стоимость машиноместа до окончания проектных работ вам никто называть не станет. В каждом конкретном случае наличие всевозможных “отягчающих обстоятельств” может существенно влиять на стоимость объекта. Например, перекладка существующих инженерных коммуникаций, ремонт подъездных путей и т.д. Увы, но каждый шаг нынче стоит больших денег, и если сегодня объявить сумму, то потом объяснить каждому причину ее “неожиданного” увеличения будет очень сложно. Ясно и другое: эта сумма может возрасти даже в процессе строительства: цены на стройматериалы и топливо постоянно ползут вверх. К примеру, на металл за последний год они поднялись в два раза.

По нашим данным, ГУП “Управление территориальной застройки” (далее — ГУП “УЭЗ”), которому поручена реализация программы, вовсе не собирается “впаривать” автомобилистам дорогие проекты. Например, подземные паркинги. Маловероятно, что себестоимость машиноместа здесь может опуститься ниже отметки в $15 000. А программа “Народный гараж” задумывалась в первую очередь как подспорье для людей со средним достатком.



Правила выживания

Сразу оговоримся: при сносе существующих укрытий в случае со строительством на этом месте “народного гаража” их владельцам не стоит ждать компенсации потерь, которая предусмотрена московскими законами. Помните нашумевшее и непопулярное постановление правительства Москвы №110-ПП, регламентирующее снос одноплоскостных гаражей? Так вот, в нем была предусмотрена компенсация гражданам, чьи коробки пошли под снос. “Лишенцу” дается право длительной аренды машиноместа в новом паркинге из доли города и, если ее не хватает, из доли инвестора. Если паркинга поблизости не возводится, то некая материальная компенсация положена. В случае с гаражом “народным” ничего такого не предвидится, так как компенсировать неоткуда и некому: нет доли города — нет и единого инвестора. Поэтому, если мужики во дворе всерьез затеяли строительство “народного гаража” и организовали товарищество, лучше к ним примкнуть, даже если у вас недостаточно для этого денег. Иначе останетесь ни с чем. Авторы программы, кстати, предусмотрели возможность поэтапного погашения доли каждого инвестора. Средства можно будет перечислять несколькими траншами — в рассрочку.

На сегодня префектуры подобрали порядка 180 адресов, где возможно строительство паркингов по программе “Народный гараж”. В Управы идут “ракушечники”, члены ГСК, владельцы бездомных машин. Одним словом, все, кто смотрит в будущее и не хочет ждать сноса своих времянок. А “Народный гараж” дает уникальный шанс самому построить паркинг и затем оформить в собственность свое детище. И не использовать этот шанс — глупо.