1863

Реверсивный затор

“Пробки” на подмосковных трассах явление почти неискоренимое. Спастись от этой напасти можно лишь одним способом — крупномасштабным строительством дорог. А пресловутое реверсивное движение, увы, не панацея от беды, в чем смог убедиться корреспондент “МКмобиля”, поучаствовав вместе с областной Госавтоинспекцией в эксперименте на Щелковском шоссе.
Поделиться

“Пробки” на подмосковных трассах явление почти неискоренимое. Спастись от этой напасти можно лишь одним способом — крупномасштабным строительством дорог. А пресловутое реверсивное движение, увы, не панацея от беды, в чем смог убедиться корреспондент “МКмобиля”, поучаствовав вместе с областной Госавтоинспекцией в эксперименте на Щелковском шоссе.

Градоначальник Первопрестольной Юрий Лужков предложил своему подмосковному коллеге Борису Громову воспользоваться успешным столичным опытом по ликвидации уличных “пробок”, организовав реверсивное движение за пределами МКАД. В итоге на июльском заседании Мособлдумы этот вопрос был рассмотрен парламентариями самым тщательным образом. Начальник УГИБДД Подмосковья Сергей Сергеев без особой охоты (ГАИ области уверена, что столичный опыт в Подмосковье не сработает) пообещал парламентариям в качестве эксперимента в утренние часы пик выделять на Щелковском шоссе дополнительную полосу в сторону Москвы за счет встречного направления. Сказано — сделано.

Понедельник. Начало седьмого утра. Автомобилей на Щелчке (что в сторону столицы, что в обратном направлении) единицы. Патрульная “Газель” остановилась на 16-м километре шоссе (сразу за МКАД). Инспектора в темпе вальса через каждые 25 метров выставляют оранжевые “буратинки”, отгораживая крайнюю левую полосу, что из Москвы. Примерно через полчаса мы дошли до поворота на поселок Восточный. Пройденное расстояние — примерно два километра, однако инспектор, выставлявший конусы, от постоянных приседаний весь в “мыле”.

К семи утра автомобильный поток заметно возрос и начались первые проблемы. Из-за припаркованного на обочине зиловского “бычка” водителю фуры пришлось принять левее, и сразу три сигнальных конуса большегруз подмял под себя. Тщательно “пережевав” “буратинки” колесами, он с силой “выплюнул” их на обочину и как ни в чем не бывало поехал дальше. Срочно пришлось искать замену отжившим свое конусам. К слову сказать, цена каждого такого “буйка” колеблется в диапазоне от 500 до 800 рублей — несложно подсчитать убыток, причиненный фурой. Но это были еще цветочки.

В восемь утра машин на дороге в сторону области скопилось столько, что оставшаяся полоса не вмещала всех желающих. Назревала огромная “пробка”. Оно и не мудрено, ведь Щелковское шоссе при выезде из Москвы имеет четыре полосы, плюс еще две дает “ус” МКАДа. Итого шесть полос упираются в одну. На реверсивное движение водители, следующие из столицы, плевать хотели и смело ехали по отгороженной полосе до тех пор, пока не упирались во встречные авто. К половине девятого утра Щелковское шоссе в сторону области наглухо встало. Громадный затык образовался и на МКАД. О масштабах “пробки” можно догадываться — из отдела ГИБДД Восточного округа областным коллегам неоднократно звонили со слезной просьбой срочно прекратить эксперимент, ибо и сама Щелковка, и все прилегающие улицы прочно завязли в заторах. На прохождение двухкилометрового экспериментального участка водителям требовалось не меньше 20 минут.

Ну а то, что происходило на Щелковском шоссе в области, достойно быть увековечено сатириком: разъяренные водители выходили из машин, хватали “буратинки” и вышвыривали их на обочину. Те же, кто пошустрее, затаскивали конусы в салоны автомобилей. Но проворнее всех оказалась некая бабуля, сцапавшая два оранжевых буйка. Пенсионерка положила их в авоську и отправилась к ближайшему дорожному милиционеру, дабы продать служивым их же собственность... В 9.00 решили на сегодня прекратить эксперимент. Продолжили во вторник и в пятницу. Картины наблюдались ничуть не лучше понедельничных: “пробки”, разъяренные водители, покалеченные “буратины”.

Что примечательно, на протяжении всех трех дней эксперимента движение транспорта в сторону Москвы шло в основном в два ряда — редкий водитель вылезал на реверсивную полосу. Отметим, что прокатиться по отгороженной полосе — удовольствие не для слабонервных, поскольку из-за маленького бокового интервала между автомобилями как встречного, так и попутного направления создавалось впечатление, что вот-вот произойдет авария. К тому же Щелковское шоссе настолько узкое, что при движении по реверсивной полосе правые колеса автомобиля находятся на линии разметки. Стоит ли говорить о последствиях, если придется тормозить?!

Можно поспорить: мол, эксперимент с реверсивным движением провалился из-за того, что было неудачно выбрано место его проведения. Однако думается, что какой бы участок Щелчка служивые ни выбрали в качестве полигона, результаты были бы идентичными. Факты говорят сами за себя — реверс в Подмосковье действительно невозможен.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Николай АРНАУТОВ, полковник милиции, заместитель начальника УГИБДД ГУВД Московской области:

— Силы и время, потраченные инспекторами на организацию реверсивного движения, могли быть направлены на профилактику дорожно-транспортных происшествий, на работу по антитеррористическим мероприятиям, на “протяжку” транспорта. Вдумайтесь, около 30—40 минут уходит на расставление конусов. Еще столько же на их сбор. Во время действия реверса патрульный экипаж (а то и не один) должен следить за тем, чтобы все буйки стояли ровно, чтобы их никто не украл. За три дня эксперимента пришли в полную негодность 120 сигнальных конусов — финансовые потери составили примерно 60 000 рублей! Только представьте, сколько денег нужно, чтобы организовывать реверс каждодневно. Но мы смирились бы даже с такими жертвами, если это дало бы положительный эффект. Реверс же — что мертвому припарки. Решить проблему “пробок” можно только строительством новых магистралей и расширением имеющихся. Другого выхода нет.


Владимир ЛЕВЬЕВ, директор Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия №19:

— На данном участке Щелковского шоссе ширина проезжей части 13 метров. Для движения в каждом направлении имеется по две полосы. На сегодняшний день интенсивность движения составляет более 54 000 автомобилей в сутки, хотя изначально дорога рассчитана на 14 000—

15 000 машин. По нашему мнению, при такой малой ширине проезжей части организация реверсивной полосы не приведет к улучшению пропускной способности Щелковского шоссе. Увеличить же ширину дороги на данном участке не представляется возможным из-за плотной застройки прилегающей территории.