Восьмое марта давно позади, однако это совершенно не означает, что все мужчины впали в спячку и перестали делать дамам подарки.
И прекрасно, если кто-то может презентовать своей любимой настоящий автомобиль. Например такой, как Renault Twingo.
Большинство российских автомобилистов мужского пола относятся к предложению купить малюсенький Twingo крайне отрицательно. Другое дело женщины. Если Twingo им понравится, они с удовольствием будут на нем ездить. Причем в этом случае машина станет не просто средством передвижения, а чем-то вроде любимого домашнего животного — иногда на дорогах можно встретить Twingo, у которых к большим передним круглым фарам приклеены смотрящие вверх пластиковые «реснички». Получаются настоящие «глаза» (в Европе подобные «прибамбасы» стоят 5—20 евро, а у нас их цена может доходить и до $50).
За свою очень долгую жизнь Renault Twingo пережил несколько модернизаций, которые, правда, почти не коснулись его внешности — выпускаемые сейчас автомобили по дизайну практически не отличаются от тех, что появились на рынке в начале 90-х годов прошлого века. Большим преимуществом Twingo стала не только его симпатичная внешность, но и отсутствие больших свесов — колеса «малыша» находятся почти по краям кузова. Это обеспечивает неплохую проходимость и позволяет хорошо чувствовать габариты автомобиля. А еще благодаря минимальным свесам парковаться на Twingo очень удобно — можно без особых проблем заехать на бордюр как передним, так и задним ходом. Кстати, бамперы Renault Twingo довольно спокойно переносят небольшие удары, хотя периодически менять их все же приходится. Кстати, подержанные найти практически нереально — машина на «разборках» в России не встречается.
Цена кузовных деталей для машинки таких размеров немаленькая, особенно учитывая, что ничего сложного в производстве тех же бамперов нет — неокрашенный пластик, и все. Однако за него просят около $150—250 (как за передний, так и за задний). А вот после более-менее серьезных столкновений спереди ремонт Twingo будет стоить уже очень больших денег, ведь из-за совсем крошечных размеров при ударах повреждается не только капот, но и все, что находится под ним и... за ним. Радует лишь то, что конструкторы учли «опасные» габариты автомобильчика и еще в начале 1994 года оснастили его подушками безопасности.
Одна из особенностей дизайна Renault Twingo — огромные передние двери. Они позволяют без проблем попадать в салон даже высоким людям. Случается, на машинах с приличным пробегом ослабевает натяжение троса замка. Из-за этого дверь перестает открываться, как бы владелец ни дергал за рычажок. Чтобы все пришло в норму, надо ехать на сервис и менять трос (или отрегулировать).
Стоит открыть дверь Renault Twingo и забраться в салон, как становится ясно, что эта машинка не такая уж и крошечная. Вот уж воистину подтверждаются слова, что современные микролитражки внутри зачастую больше, чем снаружи. Благодаря широко расставленным колесам и чрезвычайно короткому моторному отсеку салон машины получился удивительно просторным.
Больших претензий к качеству сборки салона нет, однако жалоб хватает. Например, на многих Twingo старше трех лет при езде слышны скрипы. На старых машинах может сломаться механизм откидывания передних сидений (чаще пассажирского). Да и поломка центральной электронной приборной панели не редкость. Но, по счастью, новый дисплей придется покупать лишь в редких случаях — обычно отказ показывать данные о скорости или пробеге связан с окислившимся где-то контактом (увы, решение этой проблемы в некоторых случаях «вытягивает» из кошелька до $200, так как найти сгнивший разъем иногда довольно сложно). Хотя возможно, что скорость не показывается из-за лопнувшего тросика в датчике спидометра или сточившейся шестерни-направляющей. В этом случае нужно их менять. При покупке автомобиля необходимо обязательно проверить работу стеклоочистителей и фар — они из-за плохих контактов тоже периодически выходят из строя (а может еще сгореть моторчик стеклоочистителя или могут закиснуть «дворники»). В общем, с освещением автомобиля, очищением стекла от грязи, нормальной работой электроприводов и так далее у Twingo могут быть проблемы.
Все моторы, устанавливаемые на французскую «кроху», достаточно надежные. Не «миллионники», конечно, но свои 200—250 тыс. км они должны «отбегать» без проблем (потом для приведения силового агрегата в порядок придется потратить $500—1200 в зависимости от степени износа). Причем надо отметить, что у Renault Twingo ежегодные пробеги обычно меньше, чем, скажем, у каких-нибудь больших седанов. И ничего удивительного в этом нет, ведь Twingo часто покупается как второй автомобиль в семье, и на нем обычно ездят по городу и не всегда каждый день. Поэтому можно встретить немало 5-летних машин с пробегом тысяч пятьдесят (для BMW из Германии это будет просто смешно).
Где-то до конца 1996 года автомобиль оснащался довольно старым по конструкции, но проверенным годами мотором объемом 1,2 л (точнее, 1239 см3) мощностью 55 л.с. Он имеет нижнее расположение вала и цепь в приводе газораспределительного механизма (последняя служит более 150 тыс. км, не требуя к себе никакого внимания). 1,2-литровый агрегат довольно неприхотливый и надежный. Единственным минусом Twingo с таким движком будет то, что подобные машины имеют уже весьма преклонный возраст, и, значит, пробег у них тоже большой.
Ну а в 1996 году на самый маленький Renault стали устанавливать более современный двигатель объемом 1,1 л (1149 см3). Его мощность в большинстве случаев составляет 60 л.с. (или 58 л.с.), хотя на машинах, сделанных после 2001 года, можно встретить 16-клапанную версию 1,1-литрового агрегата (уже 75 л.с.). Последний делает из нашей «малютки» очень быструю машину, особенно в городских условиях, — 75-сильная Twingo утрет нос многим. Да и на шоссе мощные версии Twingo чувствуют себя совсем неплохо, хотя, признаемся, для длительных поездок за город этот «француз» не очень предназначен: водитель быстро устает от шума, а на скорости свыше 130 км/ч Twingo уже не слишком уверенно держит дорогу. Кстати, по паспортным данным 55-сильный автомобиль разгоняется до 150 км/ч, а 75-сильный — до 168 км/ч. Тут стоит отметить, что иногда в продаже можно встретить автомобили с тюнинговыми двигателями, на которые установлен турбонаддув! Обычно турбину ставят на 1,1-литровые агрегаты, повышая их мощность до 80—120 «лошадок». Но нужно помнить, что ресурс моторов у подобных «ракет» существенно снижается.
Французские силовые агрегаты очень не любят перегрева (особенно это касается более современного 1,1-литрового двигателя). Особенность двигателей Renault — они требуют специальной охлаждающей жидкости. В роли таковой выступает антифриз типа «D» производства компании «Elf» — при его разработке учтены материалы, из которых изготовлены блок двигателя и радиатор. Также настоятельно рекомендуется следить за тем, чтобы вентилятор «движка» функционировал как положено (были отмечены случаи перегрева мотора из-за сломавшегося датчика включения вентилятора). А еще агрегаты объемом 1,1 л требуют своевременной замены ремня ГРМ. В наших условиях лучше всего это делать каждые 50 тыс. км.
Каких-то характерных «тяжелых болезней» у двигателей Twingo нет. Конечно, на старых машинах может «пробить» прокладку головки блока или могут потечь сальники (замена комплекта последних потребует около $200—300). Но ничего ужасного в этом нет — подобное характерно для многих моторов с большим пробегом. Также нужно быть готовым к повышению «аппетита» топливной системы (в норме по городу на 100 км пути тратится не более 9 л). В этом случае нужно в первую очередь проверить датчики (например, расхода воздуха). Но они стоят не слишком дорого — $20—50. А если двигатель стал неожиданно глохнуть, но затем вновь работать как положено, то, вероятнее всего, вышел из строя датчик температуры, который при прогреве начинает «глючить», и компьютер при этом выключает зажигание (в некоторых случаях мотор сам выключается из-за плохого стартера или крышки трамблера). По словам мастеров, к этому списку надо добавить довольно частые поломки из-за нашей зимы и соли одной детальки — диодного моста генератора (обычно владельцы покупают подержанный элемент за $30 с работой).
Renault Twingo оснащали тремя видами коробок передач. Чаще всего встречаются машины с обыкновенной 5-ступенчатой «механикой», вполне надежной и не вызывающей никаких нареканий у сервисменов. Вот разве что после пробега 60—80 тыс. км через сальники постепенно начинает просачиваться масло. Обычно на это можно не обращать внимания долгое время, и многие владельцы Twingo меняют сальники вместе со сцеплением (кстати, довольно живучим), что обходится в общей сложности примерно в $200—300 вместе с запчастями.
Владельцам Twingo не рекомендуется проваливаться на ходу в большие ямы. И не только потому, что это вредно для подвески. У Twingo внутренняя часть полуоси представляет собой не классический ШРУС, а так называемый трипод. И при очень сильных ударах он может развалиться, и маленькие ролики из подшипника («иголки») попадут в коробку передач. При этом на большой скорости спереди появляется «нехороший» шум.
Есть еще Twingo с «автоматом» (таких машин немало). Увы, но его довольно старая трехступенчатая конструкция заметно ухудшает динамику авто. Автоматическая коробка тоже может служить длительное время, но для этого нужно ездить, не «насилуя» машину, и вовремя менять в ней масло.
Компания «Renault» предлагала для Twingo и очень интересный переходный вариант коробки между «ручкой» и «автоматом» — с конца 1994 года на автомобиль начали ставить механическую трансмиссию с автоматическим сцеплением. Водитель при езде на такой машине (Twingo Easy) вообще не жмет на педаль сцепления. Он просто переводит рычаг коробки с одной скорости на другую, и все. А необходимую операцию по «выжиму» сцепления делает уже электроника. Очень удобно! И никаких серьезных «болезней» у такой коробки нет (хотя ее ремонт при поломке будет стоить дороже). А в 2001 году появился усовершенствованный тип подобной трансмиссии Quickshift 5, которая может работать как в «ручном», так и в автоматическом режиме. Так что если есть возможность взять Twingo с такой КП, да еще и в неплохой комплектации, то будет просто здорово.
Подвеска Twingo проста, но из-за качества наших дорог и суровых погодных условий обслуживать ее приходится чаще, чем в Европе. По словам владельцев Twingo, при попадании даже в ямки средней величины подвеску может «пробить», что, естественно, не лучшим образом сказывается на ресурсе ходовой. В среднем перетряхивать переднюю подвеску приходится каждые 60—80 тыс. км. Для машинки такого размера это более-менее нормальный результат, хотя, конечно, «японцы» проработали бы и подольше. Задняя подвеска редко когда требует ремонта, и обычно там даже при больших пробегах нужно менять только амортизаторы и пружины (последние, кстати, многие называют слабоватыми). По словам мастеров, при эксплуатации Twingo нужно обязательно при каждой замене масла осматривать еще и ходовую часть, так как за 10 тыс. км пробега могут износиться кое-какие элементы. По счастью, никаких жутко дорогих деталей в подвеске Twingo нет, хотя назвать запчасти дешевыми нельзя — в большинстве случаев они дороже деталей для немецких автомобилей типа Volkswagen или Opel 90-х годов выпуска.
Владельцы подержанных Twingo время от времени сталкиваются с необходимостью ремонта тормозной системы. Так, примерно на 60—80 тыс. км хватает передних тормозных дисков, а колодки иногда требуется менять и после 15 тыс. км (сзади стоят почти вечные «барабаны»). Помимо этого бывают проблемы с суппортами, тормозными шлангами, ручным тормозом и пр.
ЭКСКУРС
В начале 90-х годов руководство французской компании «Renault» приняло решение начать выпуск маленького городского автомобильчика размерами меньше, чем Clio. И в конце 1992 года на автосалоне в Париже состоялась премьера очень необычной для того времени модели под именем Twingo.
До сих пор Twingo остается одной из самых популярных моделей в своем классе. Причем покупали Renault Twingo не только в Европе, но и в Латинской Америке, Азии и даже в Японии. И это при том, что автомобиль выпускался только с «нормальным» левым расположением руля! Также стоит отметить, что французы делали на базе Twingo не только обычные 3-дверные хэтчбеки, но и коммерческие машинки без заднего сиденья и с перегородкой позади водительского кресла, способные перевозить до 350 кг груза.
Первое время Renault Twingo оснащали двигателем объемом 1,2 л мощностью 55 л.с. и механической коробкой передач. Однако уже в конце 1994 года появились версии Twingo Easy, оборудованные механической трансмиссией с автоматическим сцеплением — для перехода с одной скорости на другую не надо было выжимать педаль сцепления. А в следующем году Twingo стали оснащать и обычной автоматической коробкой передач.
В 1996 году под капот Twingo стали ставить новый двигатель объемом 1,1 л с 8 клапанами. В 1998 году автомобиль немного модернизировали — появились новые бамперы с окрашенной нижней частью, противотуманные фары и пр. В начале нового века в серию запустили самую быструю версию Twingo — с 16-клапанным двигателем объемом 1,1 л, выдававшим 75 л.с., а также с новой коробкой передач Quickshift 5. Немного изменились внешность и салон, а также расширилась базовая комплектация (например, все машины получили АБС).
В 2004 году Renault Twingo был в очередной раз модернизирован. А в 2006 году ожидается дебют совершенно нового поколения Twingo. Этот автомобиль, вероятнее всего, будет построен на той же платформе, что и Renault Clio следующего поколения.
Renault Twingo буквально соткан из противоречий. Он либо сразу нравится, либо нет. К тому же далеко не всех устраивают весьма скромные габариты транспортного средства, даже несмотря на то, что внутри он достаточно просторный. Да и с надежностью тоже не все так гладко. Некоторые владельцы Twingo и мастера по ремонту считают, что эта машина очень простая и крепкая, другие уверены в прямо противоположном. По крайней мере, в различных европейских отчетах по надежности Renault Twingo идет либо в середине, либо ближе к концу списка.