1948

Стальная отбивная

«Кузовщину» для вазовских «десяток» теперь делают даже турки
К сожалению, от аварий никто не застрахован. Если столкновение не превратило вашу машину в груду металлолома, неизбежно возникает проблема кузовного ремонта, пожалуй, наиболее трудоемкого и, как следствие, более дорогого.
Поделиться

К сожалению, от аварий никто не застрахован. Если столкновение не превратило вашу машину в груду металлолома, неизбежно возникает проблема кузовного ремонта, пожалуй, наиболее трудоемкого и, как следствие, более дорогого.


Восстановление автомобиля после аварии подразумевает покупку новых кузовных деталей. Сегодня с этим проблем нет — «железо» на большинство авто, эксплуатируемых в России, можно найти практически в любом магазине автозапчастей. В качестве объекта исследования были выбраны две достаточно массовые отечественные модели — ВАЗ-2110 и 2109. А чтобы сузить перечень комплектующих, мы выбрали сегмент рынка, приходящийся на долю, пожалуй, самых «спросовых» кузовных элементов — дверей и передних крыльев.

Первым делом решено было посетить хорошо известную москвичам «толкучку» в Южном порту. Торговцев «железом» тут предостаточно, а цены в многочисленных палаточках и павильонах различаются не сильно — на сотню-две рублей максимум.

«Девятый» вал

Кузовные детали на авто семейства «Самар» представлены, по утверждениям южнопортовых торговцев, двумя основными категориями. Первая — «тольяттинские». Не стоит буквально воспринимать сей термин. Это своего рода «собирательный образ», которым, помимо деталей из самого Тольятти, продавцы обозначают качественную заводскую продукцию из Челябинска, Самары и Набережных Челнов. Второй тип «кузовщины» носит общее название «камазовская», хотя никакого отношения к Камскому автозаводу эти подделки не имеют. Когда интересуешься ценой крыла или двери на «девятку», продавцы частенько отвечают вопросом на вопрос: «А сама тачка-то в хорошем состоянии?» И поясняют, что на «свежую» машину лучше ставить более качественное «тольяттинское» «железо», а какая-нибудь пожилая «погремушка» вполне обойдется чем-нибудь попроще — тем самым «якобы камазовским». Распространители запчастей утверждают, что такие «девяточные» кузовные детали не выдерживают критики — их геометрические параметры «гуляют» где-то далеко от требуемых величин. Данное обстоятельство доставляет массу проблем сервисменам, вынужденным как-то пристыковывать их к ремонтируемому автомобилю. Торговцы продают под видом «камаза» всю «некондицию», вплоть до деталей турецкого производства и продукции неизвестных «кооператоров». Кроме того, с качеством штампов у всех серьезных производителей автожелеза, в том числе и у настоящего «КамАЗа», и у «Начала» из Набережных Челнов, и у челябинского «Лидера», уже давно все в порядке. На некондиции долго не протянешь — потребитель не дурак. Отличительная черта «квазикамазовских» деталей — неравномерность толщины металла даже в рамках одной партии. Порой достаточно лишь нажать рукой на плоскость того же крыла, чтобы опознать подделку. Если металл упруго прогнулся — перед вами она самая. Соответственно качеству установились и цены на «железо» для «зубил» (сленговое название «Самар») — разнородный «левак» на 100—200 рублей дешевле. Так, например, правое переднее крыло хорошего качества (из Тольятти, Челябинска, Набережных Челнов и т.п.) стоит около 700 руб., а всяческие «турки-кооператоры» — 550.

Цены на кузовные элементы правой и левой стороны авто также отличаются. Левая, водительская, половина машины заметно дороже правой. Почему наблюдается такой дисбаланс, продавцы внятно объяснить не смогли. Единственный вразумительный ответ, которого удалось добиться, — «такие цены с завода приходят». Поскольку «правые» и «левые» элементы зеркальны по отношению друг к другу, сложно представить сколько-нибудь серьезное технологическое ухищрение, обусловливающее дороговизну одной половины авто относительно другой. Предположительно: «левостороннее» железо пользуется большим спросом у клиентов, поскольку чаще бьется. Видимо, исходя из этой экстраполяции, производители запчастей и «задирают» цены. Характерно, что «левосторонняя дискриминация» прослеживается не только с «железом» для вазовской техники, но и с аналогичными деталями машин других отечественных марок.

В крупных магазинах автозапчастей в наличии почти всегда присутствуют все востребованные потребителем кузовные детали. Здесь стоимость «девяточного» «железа» чаще совпадает с верхней планкой диапазона цен, установившейся в Южном порту.

Несколько иная ситуация в небольших автомагазинах и на микрорынках запчастей, расположенных на окраинах Москвы. Если настоящее «камазовское» «железо» продается там по южнопортовым ценам, то продукция из Тольятти стоит заметно дороже. В этом случае к ценам «южки» придется добавлять в среднем около 300 рублей за каждую деталь.

Стоит заметить, что как раз в магазине любого масштаба вероятность наткнуться на «левак» существенно ниже, чем на рынке. На прилавках в подавляющем числе случаев лежат ВАЗовские и «началовские» детали. Дело в том, что магазины предпочитают не закупать товар, а брать его на реализацию. Продав некондиционную деталь, магазин рискует моментально получить ее обратно из рук разъяренного покупателя — это не автобазар, где словосочетание «права потребителя» вызывает у продавцов смех. Существует еще один путь приобретения «кузовщины». Самые ленивые или занятые владельцы побитых авто могут обратиться к помощи сети Интернет. Виртуальные торговцы предлагают владельцам «зубил» кузовные запчасти по ценам, мало отличающимся от тех, что устанавливают небольшие автомагазины. Еще одна общая черта интернет-магазинов и небольших розничных торговцев — искомая деталь может отсутствовать в данный момент на складе.



Турецкая «десятина»

«Кузовщина» для «десятого» семейства попадает на московский рынок из нескольких источников. «Родным» деталям теперь составляют конкуренцию изделия челябинского «Лидера», ПО «Начало» из Набережных Челнов и... Турции. По сравнению с прошлым годом тольяттинская продукция подорожала в среднем на 200—300 рублей. Соотношение цен между конкурирующими продуктами можно проиллюстрировать на примере правого переднего крыла «десятки». Так, на рынке в Южном порту тольяттинское стоит 1200 руб., челябинское и «началовское» — 900—1000, а турецкое — 800. Продавцы, само собой, уверяют, что качество исполнения и металл ближневосточных изделий не отличаются от «первоисточника». Но на просьбы «дать попробовать их на прогиб» южнопортовые торговцы реагируют нервно.

Кроме того, владельцу придется определиться с местом покупки «железа» — это тоже заметно влияет на стоимость. Соотношение цен на кузовные элементы для «десяток» между Южнопортовым рынком, крупным или мелким автомагазином и интернет-торговцем полностью копирует ситуацию с «девятками». В Южном порту купить крыло или дверь для ВАЗ-2110 дешевле всего, а самые дорогие — в интернет-магазинах. По некоторым позициям разница может достигать 2000 руб.

Стоит заметить, что себестоимость «родных» тольяттинских деталей, благодаря всевозможным ухищрениям в «работе с поставщиками» завода, примерно на 40% ниже, чем у того же челябинского «Лидера» или «Начала». Однако продаются они 10—20% дороже — за марку. Пользуясь окружающим тольяттинские запчасти «имиджем», предприимчивые торговцы срывают с выпускаемых «Началом» передних крыльев для ВАЗ-2110 фирменную маркировку и продают их в качестве «тольяттинских».