Не так давно жительница Екатеринбурга подала иск в Кон-ституционный суд РФ с требо-ванием признать незаконным один из пунктов постановления №759 Правительства РФ. В частности, гражданку раздражает, что она не может забрать машину из «автотюрьмы» до тех пор, пока не оплатит навязанные услуги. Чем может обернуться положительное решение суда для автомобилистов, а также в каком виде в столицу вновь вернутся эвакуаторы, наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО выяснял у директора ГУП «Мострансконтроль» Алексея ГАВРИЛОВА, под чьим командованием находится добрая половина столичных штрафстоянок.
ДОСЬЕ
Алексей Павлович ГАВРИЛОВ.
Родился 4 августа 1968 года в Тувинской АССР. В 1988 году окончил Кызыльское училище искусств. В конце девяностых занимался снабжением столицы электротранспортом. В 2003 году окончил заочное отделение Сибирского государственного университета по специальности «Финансы и кредит». В том же году возглавил ГУП «Мострансконтроль». Женат, двое детей.
— Алексей Павлович, так что произойдет, если автомобилисты смогут сначала забирать машину со спецстоянки, а потом платить по счетам?
— Ответ лежит на поверхности. Собираемость штрафов за нарушение Правил дорожного движения сегодня по России едва дотягивает до двадцати процентов. В случае принятия Конституционным судом положительного решения в нашем деле картина будет аналогичная, и заниматься перемещением и дальнейшим хранением автомобилей станет экономически невыгодно. Однако обеспечивать 759-е постановление правительства необходимо, а посему финансовое бремя по содержанию службы эвакуации ляжет на региональные и местные бюджеты. Это может привести к опустошению казны, и соответственно кто-то в срок не получит пенсию или зарплату.
— Поговаривают, что буквально с недели на неделю в столицу могут вернуться эвакуаторы. Это правда?
— Все необходимые документы уже подготовлены. Слово осталось за мэром, который, прежде чем подписать эти бумаги, хочет созвать специальную комиссию для обсуждения темы. Забегая вперед, скажу, что это будет совершенно новый принцип работы, хотя один момент все же унаследован от прошлой системы: решение об эвакуации принимает сотрудник ГИБДД. А что нового? Во-первых, появится государственная структура, которая станет заниматься перемещением автомобилей и удержанием их на спецстоянке. Это означает, что нарушители станут платить деньги не коммерческим организациям, а напрямую в бюджет города. Во-вторых, каждый работающий на линии эвакуатор будет оборудован спутниковой системой навигации, что позволит диспетчеру полностью контролировать работу водителей. Ведь не секрет, что некоторые шоферы погрузчиков вымогали деньги у нарушителей и за взятку сгружали их машины за ближайшим углом. Система навигации отныне не позволит проворачивать подобные махинации, ибо на каждом эвакуаторе поставят датчики погрузки. То есть когда проштрафившаяся машина оторвалась от земли, она считается погруженной и забрать ее можно будет только со стоянки. Обращаю внимание, что если автомобиль стоит на земле, то его отдадут владельцу на месте, невзирая на протокол задержания. Но если машину уже погрузили, то снять ее с эвакуатора будет невозможно за все золото мира.
Жулье в тюрьму не сажают
— В России немало умельцев, способных перехитрить даже самые совершенные датчики. Как с этим будете бороться?
— Еще в июле прошлого года мы оборудовали несколько эвакуаторов датчиками и системой навигации, и должен признаться, что умельцы и впрямь нашлись. Однако с ними мы быстро расстались. Согласитесь, весьма странно выглядит, когда у одного и того же водителя регулярно ломается довольно надежная электроника.
— Вы не отрицаете, что жульничество отдельных водителей эвакуаторов имело место быть. Сколько таковых поймано?
— Служба безопасности уличила 15 водителей.
— Теперь они сидят в тюрьме?
— Нет, что вы! Просто в тот же день они оказались безработными.
— То есть эти 15 жуликов и стали причиной приостановления коммерческого использования эвакуаторов?
— Отнюдь. О том, что нашу работу приостановят, мы знали давно. Дело в том, что в постановлении правительства Москвы №1094 изначально прописано, что в течение девяти месяцев будет проходить «обкатка» системы эвакуации, после чего рабочая группа должна учесть ошибки и недоработки и создать новую, более совершенную систему. Были проанализированы жалобы и отзывы граждан, выявлены прорехи и недочеты.
— И чем особенно недовольны ваши «клиенты» поневоле?
— Поступали разнообразные жалобы: начиная от неправомерных действий сотрудников ГИБДД и заканчивая тем, что рядом со спецстоянкой нет кафе.
— Чем вы занимаетесь сейчас, ведь эвакуировать, по сути, некого?
— Перед Девятым мая перемещали с центральных магистралей, где проходили торжества, неправильно припаркованный транспорт.
— И за чей счет это происходило?
— Нарушители не заплатили ни копейки. Нашу работу обещали профинансировать мэрия и МВД, однако деньги до сих пор не перечислены. На данный момент зачистка улиц прошла за наш счет — а это свыше четырех миллионов рублей.
А еще продолжаем, если так можно выразиться, работать по старым заказам: оберегаем те автомобили, которые оказались не востребованы. На конец года таковых было 1300 машин. Сейчас осталось не более четырех сотен.
— Наверное, эти автомобили скоро уйдут на запчасти, как это происходило в былые годы…
— С наших стоянок не исчезла ни одна машина. За этим налажен строгий контроль. Кстати, поинтересоваться судьбой автомобиля, который до сих пор находится на стоянке, граждане могут по телефону 184-4344.
— Коснемся экономики. Почему час пребывания на вашей стоянке стоит столько же, сколько сутки на обычном охраняемом паркинге?
— Тарифы придумывали не мы, однако действующие расценки вполне соответствуют сегодняшним реалиям. Поясню: чем крупнее стоянка, тем дороже обходится аренда земли, тем больше необходимо содержать персонала… Поверьте, на этом разбогатеть невозможно.
— А вот и давайте подсчитаем. Каждые сутки в Москве эвакуировалось около 300 машин. В среднем попавшийся водитель платил за вызволение «железного коня» 100 долларов. Значит, каждодневная прибыль вашей организации составляла 30 000 долларов. Мягко говоря, некислая сумма.
— На самом деле все не так. Первые три часа пребывания на стоянке — бесплатны. Согласно статистике, основанной на нашей документации, автомобили находились на стоянках в среднем три с половиной часа, то есть один пылился, скажем, пять дней, а другие десять авто — полтора часа. Что касается самой эвакуации, то здесь порядок цифр таков: себестоимость эвакуации одного автомобиля примерно 1700 рублей. Наша наценка — всего лишь 109 рублей.
Полезное дело?
— Ну если, как вы утверждаете, это не доходный бизнес, то почему Госдума столь активно выступает за отмену запретов на использование эвакуаторов? Явно ведь, не за красивые глаза…
— Если вы намекаете на взятки, то мне об этом ничего не известно. Я не давал.
— Давно интересуюсь, почему при эвакуации предпочтение отдавалось бюджетным машинам, а вот «крутыми» иномарками вы как-то брезговали?
— Забавно, многие нас упрекали в обратном, дескать, мы перемещали лишь дорогостоящие машины, поскольку с их владельцев можно больше взять откупных… На самом деле никакой избирательности в этом процессе не было — перемещали все авто: от «Запорожца» до Hummer.
— Вашу службу не обругал только ленивый. Признайтесь, вам не противно заниматься своей работой?
— Когда читал благодарственные отзывы «безлошадных» москвичей и тех автомобилистов, кому стало легче ездить по центру, я понял, что занимаюсь нужным, полезным делом. Зачастую общественный транспорт не может подъехать к автобусной остановке из-за припаркованных в два-три ряда автомобилей. Не стоит забывать и о тех пьяных водителях, которых мы лишаем возможности совершать аварии. Я храню копию протокола, согласно которому водитель, остановленный за управление авто подшофе в ночь с 21 на 22 января, написал в объяснениях, что 7 января он с друзьями праздновал Рождество… Две недели этот потенциальный убийца разъезжал по дорогам, и то, что его машина оказалась на спецстоянке, — это благо для законопослушных автомобилистов. Поэтому каких-то угрызений совести испытывать не приходится. Я люблю свою работу и считаю ее полезной.
— Жаль только, что большинство автовладельцев уверены в обратном...