2529

«Полуторки» времен развитого капитализма

Столичная индустрия проката лимузинов набирает обороты
Большая страна со здоровой экономикой и столь же здоровыми машинами, подходящие дороги и недорогое топливо. Лишь в США могли появиться такие автомобили. Они под стать небоскребам, только в горизонтальной плоскости. Исключительно там, где готовят гамбургеры диаметром со спасательный круг и подают молочный коктейль в стаканах с ведро, способны были увидеть свет легковые машины с кинозалами, каминами и бассейнами внутри.
Поделиться

Большая страна со здоровой экономикой и столь же здоровыми машинами, подходящие дороги и недорогое топливо. Лишь в США могли появиться такие автомобили. Они под стать небоскребам, только в горизонтальной плоскости. Исключительно там, где готовят гамбургеры диаметром со спасательный круг и подают молочный коктейль в стаканах с ведро, способны были увидеть свет легковые машины с кинозалами, каминами и бассейнами внутри.


По Соединенным Штатам колесят десятки тысяч лимузинов. Их используют не только в качестве транспорта для новобрачных. Они развозят офисных тружеников после работы, выполняют роль маршрутных и городских такси, на них осуществляется трансфер из аэропортов. Там они доступны абсолютно всем слоям населения, исключая, пожалуй, беженцев из развивающихся стран, минуту назад отошедших от стойки US Customs Service. В России же лимузин до сих пор — экзотика, доступная — даже на время — далеко не всем. И сложившееся положение вещей изменится, похоже, еще не скоро. А пока мы продолжаем снимать на свои допотопные телефоны и «мыльницы» каждый остановившийся на светофоре Lincoln Town Car с кузовом stretch.

Первые лимузины и стрейчи начали появляться в Москве на рубеже 80—90-х годов прошлого века. Это были уже тогда видавшие виды гости из-за океана. Вначале они принадлежали крупным коммерческим структурам и использовались исключительно для представительских выездов руководства компании и встречи важных заморских гостей. Один из таких первенцев — Lincoln Town Car коричневого цвета выпуска середины восьмидесятых годов — после непродолжительной карьеры «банковского служащего» некогда и стал первенцем в сфере развлечений.

Обычно, заказывая лимузин, люди не против получить целый комплекс услуг. В зависимости от цели поездки. Для встречи из роддома машину можно украсить всевозможной детской белибердой, для дня рождения будут актуальны спиртные напитки и японские суши, заказ шоу-программы подойдет для корпоративного мероприятия. Поэтому гаражи, предлагающие в аренду VIP-транспорт, постепенно превращаются в целые агентства по организации праздников.

Чтобы сесть за руль длинномера, нужны «права» с категориями «С» и «Д», поскольку по тоннажу некоторые машины превосходят 3,5 тонны, да и количество пассажиров иногда больше, чем в автобусе. Например, представленные на фото Ford Excursion и Lincoln Navigator имеют по 22 посадочных места. Они способны поднять на «борт» более полутора тонн веса и при этом не сложиться. Lincoln Town Car, понятно, столько не возьмет. Его самые «продвинутые» версии способны перевозить до 11 пассажиров. Правда, сложить лимузин довольно просто. Достаточно его «правильно» загрузить и как следует «зажечь» по колдобинам.

Как уже говорилось, лимузины заказывают для свадебных кортежей, встреч из роддома, вечеринок и пафосных деловых выездов. Звезды шоу-бизнеса любят появиться на публике, выходя из тонированного длинномера. Взять хотя бы Николая Баскова, пользующегося услугами VIP-такси с завидной регулярностью. Совсем недавно появились родители, готовые подарить на день рождения своим чадам увеселительную поездку с мультиками, лимонадом и сладостями. Не брезгуют лимузинами и выпускники школ, отмечающие свой последний звонок (опять же спасибо родителям). Но есть и просто оригиналы. Например, недавно в одной из московских фирм человек арендовал лимузин, чтобы сгонять на нем в Липецк (450 км) к родителям своей избранницы. Думается, знакомство с будущей тещей ему вылилось в копеечку, зато в серьезности его намерений у стариков сомнений не осталось.

С некоторых пор этот пока еще довольно экзотический транспорт, или, если хотите, вид досуга, облюбовали для проведения своих вечеринок наиболее состоятельные представители так называемых сексуальных меньшинств. Видимо, их устраивает формируемый лимузинами имидж — смесь нескромной публичности с интимной приватностью. Хотя, возможно, многие из них и не подозревают, что в некоторых машинах даже при закрытой перегородке, отделяющей салон от водителя, последний при помощи мини-камеры и монитора в зеркале заднего вида может наблюдать за происходящим в салоне. Сделано это, как вы понимаете, не на потеху водителя, а в целях безопасности: у пассажиров может оказаться и оружие, и наркотики (за это — прецеденты случались — водитель может быть привлечен к ответственности). Кроме того, если в руках у седоков бокалы с напитками, водитель должен об этом знать и выбирать наиболее плавные режимы движения.

Больше всего хлопот арендодателям доставляют вечерние заказы, связанные с обильными возлияниями. Понятно, что спеть караоке под спиртное и шашлыки, «проплывая» по ночной Москве, — это круто. Но после подобных эскапад сиденья частенько оказываются прожженными, а посуда из бара хрустит на полу осколками. Там же можно обнаружить «бычки», а то и вовсе, извините, содержимое наиболее слабых желудков. На шалости своих постоянных клиентов владельцы лимузинов частенько закрывают глаза, но они вряд ли дадут почудить вволю стайке перепившихся на свадьбе у приятеля студентов.

Отдельная история — отношения с ГАИ. Оказывается, раньше служивые не часто беспокоили водителей лимузинов. Однако в последнее время длинномеры заслуживают их все более пристального внимания. Начали «трясти» водителей на предмет наличия у них соответствующей категории. Бывает, что шофер вынужден брать на борт большее, чем предписывает производитель, количество человек, — тоже нарушение. И последнее время VIP-такси начали шмонать на предмет криминальных проявлений у пассажиров. А водитель, между прочим (например, в случае обнаружения наркотиков), является чуть ли не сообщником нарушителей. Есть проблемы и с прохождением техосмотра. ПИКи, предназначенные для проверки легковых машин, для длинномеров никак не годятся.

Ремнями безопасности в лимузинах пользоваться не принято, более того, их там и не предусмотрено, поэтому средняя скорость движения в стиле стрейч — 40—60 км/ч, что позволяет комфортно распоряжаться наполненным бокалом. Правда, на шоссе эти машины, несмотря на кажущуюся неповоротливость, способны двигаться со скоростью более 160 км/ч. Естественно, при повышенной динамической нагрузке все детали машины испытывают практически трехкратную нагрузку. У лимузинов, особенно в Lincoln Town Car (самые капризные и «сыпучие»), значительно чаще приходится обращать внимание на подвеску и тормоза. Все комплектующие у них стандартные, возможно, за исключением усиленных задних амортизаторов и пружин. Видимо, поэтому владельцы прокатных компаний больше стали обращать внимание на удлиненные версии более «кондовых» внедорожников.

Сегодня наибольшим спросом у заказчиков пользуется Hummer. Новый 22-местный стрейч на базе Hummer Н2 вместе с растаможкой обойдется не менее чем в $120 000. Понятно, что и стоимость аренды подобной машины на порядок выше. Например, новый 24-местный Сadillac Escalade с двигателем 5,6 л и открытой верандой сзади, недавно взбаламутивший всю заинтересованную Москву, в пятницу-субботу обойдется вам не меньше чем в $200 за час при минимальном сроке заказа не менее 5 часов. В будни немного дешевле. Окупается такой внедорожник по нынешним временам примерно за полтора-два года, причем с увеличением конкуренции эти сроки постоянно растут. А что касается рентабельности бизнеса в целом, то он имеет экономический смысл лишь в случае, если у вас в парке 3—4 машины и более. Одна — нерационально.

По некоторым данным, в столице скоро появится лимузин на базе Hummer Н2 с элементами открытой веранды в хвостовой части. На веранде планируется разместить водопад с подсветкой, из которого будет идти «водяной» дым. Как утверждают специалисты, нынешние варианты лжекаминов — вчерашний день. Ставку следует делать на эксклюзивные машины, которыми можно действительно эпатировать клиентов.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий НЕФЕДОВ, гендиректор компании «Абсолют Корона»:

— Сегодня рынок VIP-такси в России развивается довольно активно. Нынче здесь можно конкурировать, пожалуй, только с качественными, эксклюзивными, а главное, новыми машинами. Всего в Москве насчитывается порядка 20 более-менее серьезных фирм, которые оказывают описанные выше услуги, есть подобные компании и в других крупных городах. Некоторые идут более простым путем. Покупают лимузин, уже откатавший немало по США, в основном Lincoln Town Car, и демпингуют. Однако нынешние заказчики по большей части уже не склонны к дешевым «понтам», они выбирают «понты» дорогие. Таких автомобилей, как Mercedes-Benz Pulman (аналог президентского лимузина) или 11-местный Сadillac De Ville с настоящим полом из мрамора, очень мало, поскольку они очень дороги. Любая из фирм встает перед вопросом: купить дорогой автомобиль стоимостью 3—4 банальных Town Car и претендовать на самых взыскательных и состоятельных клиентов или максимально удешевлять транспорт и демпинговать. Например, уникальный Сadillac Escalade на 24 посадочных места можно приобрести на Западе не дешевле $90 000, а его дополнительное оснащение всевозможными развлекательными опциями по желанию заказчика сделает машину еще дороже.

В нашем бизнесе считается правилом хорошего тона, когда фирма сама формирует и отслеживает свой заказ на новую машину в США. Мы берем трехлетнее авто и режем его. Как правило, машине-«донору» от 3 до 7 лет (из-за особенностей российской таможенной политики), но салон, электросистемы, некоторые детали подвески, окраска кузова и многое другое полностью новое. Клиента не интересует, что происходит в кабине у водителя и сколько лет машине, ему важен салон.