1607

Особенности национального бизнеса

Крупнейший немецкий автоконцерн освоил российские схемы ухода от ответственности
Российский автомобильный рынок едва ли можно назвать цивилизованным. По сути, это одесский майдан начала века. Причем одинаково комфортно здесь чувствуют себя не только представители отечественного автопрома, но и западных фирм, осваивающих российские просторы.
Поделиться

Российский автомобильный рынок едва ли можно назвать цивилизованным. По сути, это одесский майдан начала века. Причем одинаково комфортно здесь чувствуют себя не только представители отечественного автопрома, но и западных фирм, осваивающих российские просторы.


Лет пять назад специально для иностранцев была выпущена брошюра под незамысловатым названием «Как заняться бизнесом в России». Смысл всех советов сводился к одному: хочешь успеха — не ходи со своим уставом в чужой монастырь. Потенциальным бизнесменам рекомендовалось давать взятки и делать чиновникам дорогие подарки, ибо (цитируем) «не подмажешь — не поедет». Очевидно, руководство крупного немецкого автоконцерна, производящего машины для состоятельных господ, на «отлично» усвоило особенности российского бизнеса. Иначе чем объяснить тот хамоватый стиль поведения, который уважаемая во всем мире фирма стала проводить в России?

В это с трудом верится, ибо в нашем понятии более надежных и порядочных бизнесменов, чем педантичные немцы, сыскать трудно. Но против фактов и сухих цифр, как говорится, не попрешь.

19 июля 2002 года Николай Цекатухин купил в некоем столичном ООО «немку» (кузов Е240), производимую в Штутгарте. За 68 000 «евриков» новоиспеченный владелец приобрел настоящее техническое совершенство: автоматическая коробка передач, круиз-контроль, усиленная подвеска, биксеноновые фары, датчик контроля давления в шинах, кожаный салон и прочие «прибабахи». Мечта, а не машина.

Правда, радоваться дорогостоящей покупке пришлось недолго. Уже 7 августа 2002 года ему пришлось отдать машину в ремонт — фары ни с того ни с сего стали гореть разным светом. Можно, конечно, было усмотреть в этом намек на смелое дизайнерское решение, однако рассекать в ночи с такими фарами было небезопасно, посему транспортное средство доставили в фирменный автосервис. Надо отдать должное специалистам: неисправность устранили бесплатно, как и положено по гарантии.

Но 22 сентября машину снова ремонтировали. На сей раз обнаружился дефект хромированного покрытия переднего бампера. Проще говоря, бампер стал облезать, словно кожа после загара. Дефект устранили по гарантии: через две недели часть бампера в коробке прислали из Германии.

3 ноября авто снова в сервисе: обнаружилась неисправность стоп-сигнала. Устранили. 8 ноября выявлена неисправность наружного освещения. 23 апреля 2003 года дали о себе знать неполадки в электрооборудовании. По неведомой причине машину, выражаясь языком компьютерщиков, начало «глючить»: произвольно то включались, то меркли лампочки, самопроизвольно закрывался/открывался центральный замок, двигатель работал нестабильно. Мистика, скажете. Вовсе нет — заклинило блок с «мозгами». Неисправность устранили, заказав новые микросхемы из Германии, но и они буквально через месяц вышли из строя. Ко всему прочему в салоне, как когда-то на бампере, начало шелушиться хромированное покрытие, по странному стечению обстоятельств появился стук в передней подвеске. Не так быстро, как раньше, но неисправности в сервисе все же устранили.

18 мая Николай пригнал своего «железного коня» на плановый ТО. Тестирование показало новые ошибки в работе электрооборудования. Автомобиль оставили на техстанции и вернули лишь 7 июля, то есть полтора месяца спустя. Но уже осенью машина продолжила «планомерно» разваливаться, словно дешевая китайская поделка.

17 сентября Цекатухин снова был вынужден обратиться в сервис. На сей раз все обстояло хуже: сломалась автоматическая коробка передач и «приказали долго жить» передняя и задняя подвески.

С ходовой частью мастера разобрались через 20 дней, а вот с АКП вышла заминка. Детали в Германии якобы заказали, но что-то немцы не спешили их высылать. 7 октября попутно обнаружилась неисправность задних амортизаторов. Их заменили, а с коробкой передач вновь велели обождать.

Продавцам закон не писан

Подобная жизнь Николаю осточертела. 21 октября 2003 года он потребовал от продавцов авто вернуть деньги за явно недоброкачественный товар. Такая постановка вопроса, надо заметить, предусмотрена законом РФ «О защите прав потребителей». Но юристы автосалона сделали вид, что законы для них не писаны.

Тогда Николай аналогичное требование предъявил официальному представительству немецкой компании в России (ведь именно эта структура выдает лицензии на дилерскую деятельность автосалонам). Фирмачи признали все поломки машины (еще бы их не признать, если все они были установлены авторизованным сервисом!), но деньги возвращать отказались. Аргументация очень простая, дескать, российское представительство не является ни производителем, ни продавцом автомобилей. Только импортером, а потому ответственности за товар не несет. Получив всюду от ворот поворот, несчастный автовладелец, естественно, подал в суд. Правда, пока шла подготовка дела к судебному заседанию, немецкая фирма предложила пойти на мировую. Условия таковы — Николай может обменять свой автомобиль на аналогичный новый, но с доплатой из своего кармана в 6000 евро. Такие условия потребителя, понятное дело, не устроили. Представитель ответчика не счел нужным присутствовать на первых двух заседаниях суда, пожаловав лишь на третье.

Есть в этой истории еще одна забавная деталь. Вполне, кстати, знаковая для подобных ситуаций. Не прошло и года после покупки автомобиля, как продавец машины прекратил свое существование на территории Москвы и благополучно перекочевал в Республику Эвенкия. Вместо него на том же месте и с теми же сотрудниками появилась новая организация. Фактически — это тот же самый автосалон, но юридически — совершенно другой: с новыми документами и новой лицензией на дилерскую деятельность.

Финала у этой истории пока нет. Как говорится, суд идет. И сколько будет длиться тяжба — никому неизвестно. Юрист немецкой фирмы дал истцу отчетливо понять, что они хотят взять его измором — то есть судиться с ним, пока не надоест. Это обычная практика: когда закон на стороне потерпевшего, ответчик старается тянуть время.

Но больше всего в этой истории изумляет не сам факт, мягко говоря, непорядочного поведения солидной компании с мировым именем, а то, что концерн готов рисковать своей репутацией из-за 68 000 евро, которые в масштабах автогиганта — капля в море.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, юрист, вице-президент «Общества потребителей автотехники России»:

— В конце прошлого года была принята новая редакция закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой свои претензии по качеству товаров импортного производства потребитель может предъявлять импортеру, то есть фирме, которая ввезла товар на территорию России. Это существенно облегчает возможность реализовать свои законные права гражданам, купившим бракованные иномарки у фирм-«однодневок». К сожалению, по сей день нередки случаи, когда различные ООО, продав несколько партий дорогостоящих машин, юридически исчезают. А потребитель, купивший в такой конторе автомобиль с существенным заводским браком, вынужден месяцами ждать ремонта на гарантийной станции или платить из своего кармана.

В данном случае печально и то, что «однодневкой» оказался официальный дилер крупнейшего немецкого автопроизводителя. Российское представительство гиганта, казалось бы, должно присматривать за теми, кому выдает разрешения на дилерскую деятельность, и не доверять продажу машин недобросовестным компаниям. Хотя, если судить по конкретному случаю, немецкий концерн это мало волнует.