В последние годы мода на компактные снаружи, но просторные внутри городские автомобили превратилась в устойчивую тенденцию.
В европейских городах с напряженным трафиком и дефицитом парковочных мест эти модели — не то хэтчбеки, не то микровэны — очень востребованны. Растет их популярность и у нас, особенно в Москве. Лучшее тому свидетельство — успех вместительного «малыша» Hyundai Getz. Неплохо идут дела и у одного из героев этого теста, Mitsubishi Colt, в пару к которому мы решили взять недавнего дебютанта российского авторынка — Honda Jazz.
При определенном внешнем сходстве наших героев их интерьеры разнятся кардинально: по стилистике, качеству отделочных материалов, уровню исполнения. Отнюдь не собираемся упрекать дизайнеров «Mitsubishi Motors» в отсутствии вкуса — напротив, минимализм в интерьере Colt нам очень импонирует. Отметим, что пластик, наверное, мог быть и приятнее на ощупь, а оригинальная форма центральной консоли — иметь более насыщенное и практичное содержание. Уверены, что многие владельцы Colt так и не смогли догадаться о назначении вертикальных ниш на упомянутой консоли, одна из которых к тому же поделена пополам. Отчаявшись разместить там что-либо (все предметы неизменно вываливались), мы списали их на причуды дизайнерской фантазии. Вкупе со светящимися пластмассовыми вставками.
Салон Jazz выглядит более презентабельно, хотя бы благодаря качеству отделочных материалов и применению передовых технологий вроде оптитронной приборной панели. Но без оригинальных дизайнерских решений и здесь не обошлось. К примеру, блок управления акустической системой оформлен, скажем так, нестандартно (при этом назначение кнопок вопросов не вызывает: настроить магнитолу можно не только не заглядывая в инструкцию, но даже почти не отвлекаясь от дороги). Столь же просто и интуитивно понятно управление микроклиматом. Кстати, в отличие от Colt, доступного только с полуавтоматическим кондиционером, Jazz (кроме самой дешевой версии с 1,2-литровым мотором) предлагается с полноценным климат-контролем.
Зато у маленького Mitsubishi есть полноценный маршрутный компьютер, показания которого выводятся на информационный дисплей, венчающий центральную консоль (Honda информирует владельца лишь о среднем расходе топлива: данные — на экранчике электронного одометра). А подогрев передних сидений, входящий в «базу» на Colt, покупателям Jazz доступен только как платная опция.
С точки зрения эргономики оба автомобильчика примерно равны. Разве что диапазон продольной регулировки водительского сиденья у Colt чуть больше. Высокие кресла с минимумом настроек (кроме двух базовых, еще и по высоте) вполне комфортны, но предполагают «минивэновскую» прямую посадку. Устроиться поудобнее поможет и изменяемый наклон рулевой колонки — по вылету «баранка» не регулируется. Оба руля трехспицевые, с хваткими пухлыми ободами. Кожаной отделкой производители не балуют, однако на Honda пластиковый «бублик» перфорирован и абсолютно не скользит в руках.
Сзади, по идее, можно ездить и втроем, но взрослым пассажирам придется потолкаться локтями. Зато двоим на задних сиденьях наших героев — раздолье. Запас свободного пространства остается и перед коленями, и над головой. Правда, благодаря изменяемому наклону спинок кресел пассажирам Mitsubishi повезло все же больше.
Регулируемые задние сиденья — залог широких грузовых возможностей Colt. Проигрывая конкуренту в объеме багажного отделения (при полностью отодвинутых задних сиденьях), Mitsubishi берет реванш при трансформации салона. Сдвиньте кресла вперед, поставьте спинки вертикально — и готов взаимоприемлемый грузопассажирский компромисс. Ну а при желании Colt превращается в бескомпромиссно утилитарный автомобиль. Демонтируйте оба задних сиденья, сложите спинку переднего пассажирского кресла и возите что хотите. Красота!
Оригинальная схема трансформации салона имеется и у Honda. В сложенном виде сиденья Jazz образуют низкую и абсолютно ровную грузовую платформу, а в разложенном… два багажника. Дополнительный багажный отсек получается за счет поднимающихся подушек задних кресел. Особых преимуществ в перевозке крупногабаритных грузов или длинномеров это, конечно, не дает, но свои удобства у такой схемы есть. К примеру, собаке в таком «багажнике» будет удобно.
О выдающихся динамических характеристиках автомобильчиков в силу слабости их моторов говорить, понятно, не приходится. Хотя и тронуться с пробуксовкой, и довольно-таки интенсивно разогнаться машинки позволяют. Особенно хорош Colt, ведь со скромных 1332 см3 рабочего объема его двигателя инженерам «Mitsubishi Motors» удалось «снять» впечатляющие 95 л.с. Славные же мотористы «Honda Motor» выступили неожиданно скромно: 1,3-литровый агрегатец Jazz выдает лишь 83 л.с. (правда, вопреки логике 1339-«кубовый» двигатель почему-то называется 1,4-литровым).
Вот только поработать рычагом КП при динамичном разгоне придется по-стахановски: коробки на обоих автомобилях «поджатые». На второй передаче — где-то до 60 км/ч (стрелка тахометра упирается в красную зону на 6000 оборотах коленчатого вала в минуту). Третья растянутая — можно ускориться примерно до 125 км/ч. Однако выкручивать двигатели «в звон» вряд ли стоит: подобные упражнения чреваты последствиями. В первую очередь для водительских ушей. На высоких оборотах моторчики визжат как резаные: в салоне не просто нельзя разговаривать — рискуешь оглохнуть. К тому же сквозь колесные арки (о них акустики, похоже, вообще забыли) постоянно прорывается монотонное гудение шин.
В общем, не располагают наши герои к агрессивной езде. Но тем, кто по-другому не умеет, наш совет: проходите болезненную фазу интенсивного ускорения как можно быстрее: на 120 км/ч (5-я передача) уже можно спокойно общаться.
К недостатку акустического комфорта за рулем маленького Mitsubishi добавляется ужасная плавность хода. Автомобиль вздрагивает всем «телом» даже на незначительных дефектах дорожного покрытия, ну а более существенные препятствия вроде трамвайных рельсов или, не дай Бог, «лежачих полицейских» приходится преодолевать с величайшей осторожностью. Правда, у этой медали есть оборотная сторона: Colt практически не подвержен раскачке.
На фоне конкурента Honda ощутимо мягче и вальяжнее. У одного из коллег даже создалось впечатление, что амортизаторы отрабатывают колебания кузова лишь со второго раза. Это тем более странно, что конструкция подвесок у Jazz и Colt одна и та же (спереди — McPherson, сзади — полузависимая пружинная). Иными словами, разница в комфорте обусловлена лишь настройками. А учитывая, что у Colt они изначально более «жесткие», непонятно, зачем понадобилось «обувать» хэтчбек в низкопрофильную резину?..
Ну а как с управляемостью? Конечно, машины эти не из славной когорты driver’s cars (их задача — безопасно и с приемлемым комфортом доставить вас с семьей из точки «А» в точку «В»), но в крайнем случае в грязь лицом не ударят. Да, в напряженных поворотах высокие хэтчбеки валятся (крены, впрочем, не слишком сильны), но до последнего цепляются шинами за дорогу. Да, рулевое управление не назовешь ни острым, ни «прозрачным», а о реактивном усилии на баранке водителю остается только мечтать (с увеличением угла поворота руля оно, конечно, слегка растет, но для уверенного вождения «на пределе» этого явно недостаточно). Однако, повторимся, речь идет не об автомобилях со спортивной жилкой, а о вполне «утилитарных» средствах передвижения. Для машин такого класса неострый руль скорее во благо — он позволяет не напрягаться даже на высоких скоростях. Ну а перед опасным поворотом этих «коней» лучше придержать. Вваливаться в вираж очертя голову, а тем более резко маневрировать на дуге среднестатистическому водителю определенно не стоит — без должных навыков недолго и потерять машину.
И напоследок о ценах. А они у наших героев не маленькие. К примеру, за тестовый Colt 1.3 Invite дилеры просят $14 990 (авто с 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией Allshift — $15 990). Начальная версия Inform (оснащение, как у «нашей» машины, но с двигателем 1,1 л) стоит $13 890. Ну а топ-версия Instyle, где «фарш» побогаче (добавлены боковые подушки, задние стеклоподъемники, «противотуманки», литые диски R16 и дистанционное управление магнитолой) обойдется покупателю в $17 050 с «механикой» или $18 050 с роботизированной коробкой. За сопоставимые деньги можно купить и более любезный сердцу российских ценителей седанов Mitsubishi Lancer.
У Honda такого внутреннего «каннибализма» не наблюдается: дистанция между Jazz и следующим по ранжиру Civic вполне ощутимая. Цены на Jazz стартуют с $15 900 за 1,2-литровую модель (Cool). Автомобиль с двигателем 1.4 (ES), подобный побывавшему на тесте «МКмобиля», обойдется в $16 900. А за аналогичную по оснащению машину, но с вариатором и боковыми подушками (LS) придется выложить $17 900.
Выбор, как всегда, за вами.