Под флагом борьбы с терроризмом и бушующей преступностью силовые структуры принимают подчас весьма неоднозначные меры, доставляющие рядовым гражданам определенный дискомфорт. На долю автомобилистов тяготы и лишения выпадают чаще остальных: досмотры, доставления в отделения милиции за отсутствие госномеров и прочее. Тем не менее подобные шаги уже дали первые положительные результаты.
Не так давно глава столичного ГУВД генерал-лейтенант милиции Владимир Пронин наказал гаишникам с особым вниманием относиться к машинам без регистрационных знаков, а тех, кто сидит за рулем такого авто, — доставлять в территориальные УВД. Подоплека такова — именно автомобили без номеров наиболее часто фигурируют в милицейских сводках (примерно в начале лета воры-«барсеточники» активно развернули свой криминальный промысел и при совершении налетов использовали машины без «жестянок»). По мысли Владимира Васильевича, если ГИБДД будет проявлять повышенный интерес к безномерному транспорту, то вероятность совершения преступлений неизбежно должна снизиться, ведь эксплуатировать такое авто станет крайне проблематично.
Но когда генерал подписал соответствующее распоряжение, общественность восприняла это, мягко говоря, в штыки. Возмутились и защитники прав автомобилистов — дескать, в КоАП нет такой меры административного воздействия за отсутствие номеров, как привод в милицию. Вскоре за дело взялся Минюст, вставший на сторону моторизованной общественности.
Но не успели москвичи и гости столицы привыкнуть к одному новшеству, как вскоре главный милиционер Первопрестольной выпустил второе распоряжение, которым, по сути, запретил сотрудникам ДПС скручивать номера за отсутствие талона ГТО. Не скроем, что водителей это известие обрадовало, а вот сотрудники МВД отнеслись к нему без энтузиазма, поскольку пронинское распоряжение не вяжется с ныне действующим КоАП (ну ведь положено свинчивать регистрационные знаки за отсутствие «лобовичка»!). В сухом остатке получилось, что если инспектор ГАИ доставит в околоток «безномерного» водителя, то превысит свои служебные полномочия, но выполнит приказ вышестоящего начальства. Такая же история и со скручиванием номеров.
Однако при ближайшем рассмотрении в этом вопросе далеко не все так однозначно. Статья 27.1 Административного кодекса гласит, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела о правонарушении уполномоченное лицо (читай — гаишник) вправе произвести административное задержание, доставление или привод в отдел милиции.
В переводе с языка законов на русский сие означает, что за любое нарушение ПДД водитель может быть доставлен в отделение и подвергнут административному аресту на срок не более трех часов. Следовательно, распоряжение главы столичного ГУВД совершенно не противоречит федеральному законодательству.
Теперь что касается вопроса с «нескручиванием» номеров. Здесь, как ни странно, тоже нет ничего противозаконного, ибо данное распоряжение столичного генерала носит для придорожных милиционеров рекомендательный характер, то есть хочешь — скручивай, а нет — так нет. Ко всему, если внимательно вчитаться в КоАП, можно узреть немаловажную деталь: задержание регистрационных знаков — всего лишь одна из мер по запрещению эксплуатации транспортного средства. Говоря проще, инспектор может штрафануть вас на пятьдесят рублей и отпустить восвояси, а может и «жесть» конфисковать — в общем, как его душе заблагорассудится и без всяких генеральских наставлений.
Но это все нюансы законодательства. Гораздо любопытнее посмотреть, как приказы Владимира Пронина подействовали не только на криминалитет, но и на заядлых нарушителей. Согласно данным ГУВД, «барсеточники» залегли на дно — количество заявлений от горожан, которых обчистили на машине без номеров неизвестные лица, сошло на нет. Ко всему прочему и автомобилисты, считающие, что «жестянка» — излишний атрибут на бампере машины, уже после первого привода в милицию в корне изменили свою позицию и обзавелись госномерами. Результат, как говорится, налицо.