Концептуальный подход

Наиболее «зрелищные» экспонаты любого автосалона, вызывающие у публики непроизвольное «Ах!», — концептуальные модели. Этого не скрывали во Франкфурте и представители GM, и «Ford Motors», представляя публике соответственно концепты кроссовера Opel Antara GTS (футуристического вида прототип давно ожидаемого «сменщика» внедорожника Opel Frontera) и Ford Iosis — купе, облик которого открывает «новую эру» в фирменном дизайне. А все ради того, чтобы с помощью смелых дизайнерских решений и снижения себестоимости продукции расширить свое присутствие на европейском рынке, который столь быстро завоевывают конкуренты из Азии.

Наиболее «зрелищные» экспонаты любого автосалона, вызывающие у публики непроизвольное «Ах!», — концептуальные модели. Этого не скрывали во Франкфурте и представители GM, и «Ford Motors», представляя публике соответственно концепты кроссовера Opel Antara GTS (футуристического вида прототип давно ожидаемого «сменщика» внедорожника Opel Frontera) и Ford Iosis — купе, облик которого открывает «новую эру» в фирменном дизайне. А все ради того, чтобы с помощью смелых дизайнерских решений и снижения себестоимости продукции расширить свое присутствие на европейском рынке, который столь быстро завоевывают конкуренты из Азии.


Менее приземленная цель — продемонстрировать концепты, зачастую представляющие не только новые высоты, достигнутые инженерной мыслью, но и творческие взлеты знаменитых дизайнеров, характерные черты брендового дизайна. Эти авто исподволь готовят самую широкую публику к восприятию грядущего облика всеобщего любимца — автомобиля. Ведь зачастую воспринимаемые как эксцентричные эксперименты концепты на самом деле нередко оказываются очень близкими к массовой товарной продукции автопроизводителей.

В моделях, относящихся к транспортным средствам «от-кутюр», во Франкфурте легко было заметить, к примеру, увлечение дверями-распашонками (задняя дверь открывается по ходу движения), причем в отличие от моды первой половины минувшего века без центральной стойки. Этот эффектный прием хотя и превращает двери прямо-таки в ворота, через которые весьма удобно садиться (особенно задним пассажирам любой комплекции), да и загружать при необходимости объемный багаж, технически осложнен с точки зрения требований безопасности: приходится усиливать вертикальными стойками двери, продольными балками — пол и крышу, придумывать хитрые замковые устройства. Творческий поиск дизайнеров все чаще подталкивает и к использованию еще более экзотичных гильотинных дверей.

Вновь вернувшаяся мода на кабриолеты привела к появлению удобно и быстро складывающихся твердых крыш — из металла и стекла, от двух до пяти секций. Широкое остекление крыш, плавно «стекающих» в лобовые и задние стекла, — также дань дизайнеров и инженеров моде. В концептах все чаще боковые зеркала заднего вида заменяются небольшими и изящными кронштейнами с объективами видеокамер, передающими изображение на монитор. Свои правила, а значит, формы и конструкции капотов диктуют дизайнерам новые нормы безопасности по отношению к пешеходу. Вот и появился у новейшего Jaguar XK первый в мире «умный» капот: при столкновении с пешеходом сенсор дает сигнал компьютеру, тот взрывает пирозаряд, который выгибает капот, образуя абсорбционное пространство, сильно облегчающее участь несчастного… На салоне концепты были во всех классах — от городских мини до люксовых спорткаров (о некоторых мы уже рассказывали в предыдущих обзорах, теперь остановимся на самых необычных).

Бесспорно, один из самых запоминающихся концептов — большой даже по американским меркам интенсивно-желтого цвета Citroёn C-SportLounge. Со свойственной французской школе оригинальностью дизайнерских решений этот бренд, всегда отличающийся еще и особой изысканностью экстерьера своих моделей, представил новый фирменный стиль «Grand Touring Citroёn Style», который в том или ином преломлении будет использован в будущих серийных моделях.

C-SportLounge запоминается с первого взгляда чистыми «зализанными» линиями обвода, удачно сочетающимися с оригинальной «мускулистой» архитектурой кузова с его сверхгладкими, закругленными в верхней части поверхностями боковых панелей. Распашные двери разного размера — задние меньше. Рисунок «передка» характерен широкими отверстиями воздухозаборников, четкими линиями бумерангообразных адаптивных фар и большим хромированным фирменным эмблемным шевроном. Большое гнутое ветровое стекло плавно переходит в стеклянную крышу, разделенную на четыре части (создавая над каждым из четырех индивидуальных кресел седоков ощущение высоты и пространства), которая, в свою очередь, органично «перетекает» в заднее стекло и крышку багажника. Все стекла тонированные и вместе с черными вставками стоек оставляют впечатление сплошного остекления, которое лишь подчеркивается тонкой желтой полоской борта крыши.

Как и у большинства моделей Citroёn, у кузова оптимальный коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,26. Стремительность его линий усиливают две хромированные фигурные полосы (весьма удачные элементы декора!) —одна протянута по нижней части борта и как бы начинается на бампере, вторая тянется вдоль капота и плавно восходит к крыше, как бы образуя вторую переднюю стойку. Впечатление мощи, силы, атлетизма и спортивности придают хорошо выраженные арки колес (еще одна модная ныне деталь), 20-дюймовые алюминиевые диски и массивные прямоугольные хромированные концевики выхлопных труб.

Для улучшения аэродинамических качеств модели (ее размеры 4510х1870х1520 мм) конструкторы использовали ряд технических ухищрений. Воздухозаборники в бампере заводят воздушный поток под колесные арки и образуют «виртуальные» обтекатели. Электромеханическая система спойлеров на задней части крыши создает «виртуальное» воздушное крыло. Реверсивный изменяемый задний спойлер, расположенный под «задком», придает устойчивость на больших скоростях. Особая субрама уменьшает аэродинамическое сопротивление и оптимизирует воздушный поток под автомобилем и вызывает позитивную подъемную силу. Все это улучшает динамику управления и движения автомобиля.

Модель оснащается линейкой бензиновых/дизельных моторов мощностью от 140 до 200 л.с., агрегатируемых с роботизированной 6-скоростной КП, «лепестки» ручного управления которой выведены под рулевое колесо. Весьма оригинален и интерьер модели, отделанный дорогой кожей: рабочее место водителя напоминает кабину пилота, ручки управления бортовыми системами и приборы разнесены слева (в том числе и на панели двери), справа и за рулевым колесом, да и места пассажиров оборудованы в авиационном стиле.

Этот Citroёn вряд ли будет запущен без изменений в серию, но в будущем может заменить нынешнюю «семейную» С5, впрочем, по заявлению коммерческого директора, дилеры уже проявили интерес к столь необычной модели.

Много общего (но не только благодаря «распашным» дверям) с С-SportLounge и у Hyundai Portico — концепта, также «открывающего дверь новому поколению семейного транспорта». Его появление объясняется желанием корейского бренда занять новый растущий сегмент рынка и смоделировать будущее семейного автотранспорта. Это и не седан, и не MPV, но предполагает в себе преимущества и того, и другого: весьма вместителен, просторен для шестерых человек (длина 5000 мм, ширина 2000 мм, колесная база 3070 мм) и многофункционален. У него тоже панорамная стеклянная крыша, поделенная на секторы, почти сплошное боковое остекление. Оригинален экстерьер, начиная с решетки радиатора, выполненной в национальном стиле, раскосых фар и подфарников с мощными светодиодами и кончая огромными дверными панелями, обрамленными общим овалом. Модель приводится в движение новым 24-клапанным двигателем Lambda DOHC V6 или гибридной полноприводной двигательной установкой с двумя электромоторами — для переднего привода мощностью 136 л.с., для заднего — 83 л.с.

Более экзотичен, в особенности когда открыты его гильотинные двери, «фордовский» концепт Iosis, в дизайне которого развит так называемый kinetic style («кинетический стиль»), пришедший на смену стилю new edge («новая грань»). Этот новый стиль должен символизировать, по задумке авторов, основной характер бренда — «энергию в движении». Впрочем, в концепте заметны и черты старого стиля — хорошо выраженные колесные арки, которые вместе с большими воздухозаборниками в переднем бампере, перевернутой трапецией радиаторной решетки, крупными отверстиями выхлопных труб в заднем фартуке и удлиненным покатым «задком» придают модели агрессивный спортивный вид.

Iosis «продвинут» и в компоновке — это модное теперь четырехдверное купе, что подчеркнуто стилистически: у дверей нет ручек, задняя стойка имеет сильный наклон, у него узкие стекла задних дверей и удлиненные узкие передние фары. В интерьере спортивная тема продолжена в высоком центральном тоннеле (как у C-SportLounge), в оригинального дизайна передних сиденьях и рулевом колесе, да и ручка КП выполнена так же, как на раллийных Ford Focus WRC.

Совсем другого класса концепт городского компакта Toyota Endo длиной всего в три метра (ширина 1,69 м, высота 1,52 м), в котором с комфортом усядутся — почти так же, как в Iosis C-SportLounge, — четверо взрослых. Специальные выдвигающиеся шарнирные петли дверей открывают удобный доступ в салон для всех седоков, а отсутствие центральной консоли предоставило достаточно места для водителя и переднего пассажира. Четвертое место сзади трансформируется в столик, а убрав оба задних сиденья, можно получить довольно вместительное багажное отделение. Многофункциональность достигается и тем, что переднее пассажирское сиденье передвигается в четырех направлениях, стенки задних сидений поворачиваются в любую сторону. Ощущение пространства создает и стеклянная крыша. Изюминка интерьера — передняя приборно-информационная панель, протянутая по всей ширине автомобиля, обеспечивающая управление его системами, навигацией, электронной почтой, Интернетом, аудиосервисом.

Но самый экзотичный концепт — Peugeot Moovie, недаром он обошел все газетные полосы, посвященные автосалону. Это — воплощение проекта экологически чистого автомобиля. Необычная цилиндрическая машина, созданная по эскизу 23-летнего португальского дизайнера Андре Коста, движется на огромных колесах, которые еще и служат дверями. А спереди концепт имеет сферические опоры, благодаря чему очень маневрен: именно то, что нужно на тесных городских улицах, как, впрочем, и двигатель — экологически чистый электрический.


None