Прискорбный, но факт: с дисциплиной и законом отечественные стражи правопорядка не в ладах. Иначе как объяснить, что в этом году с периодичностью раз в три месяца генералы МВД устраивают облавы на своих подчиненных. Вот, к примеру, нынешний октябрь ознаменовался карательной операцией «Сотрудник», во время проведения которой особый отдел по борьбе с «плохими ментами» чистит ряды.
Инспекция по личному составу МВД России открыла охотничий сезон на автомобили с синими номерами в частности и на обладателей «гербастых ксив» в целом. В течение месяца сотрудники линейного контроля будут уделять повышенное внимание служебным «цэментовозам» и личным машинам людей в погонах. И вот почему. Прикрываясь служебным удостоверением, сотрудники милиции (особенно ГАИ) позволяют себе беспредельничать на дорогах: для них будто не существует ни сплошных линий разметки, ни запрещающих сигналов светофоров, ни пешеходов, ни других автомобилистов. Именно на таких хулиганов и рассчитана акция возмездия МВД России.
Мы не откроем страшной тайны, если скажем, что инспектора ДПС весьма часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, однако благодаря погонам легко перекладывают ответственность на плечи ни в чем не виноватых водителей. Хотя кое-какие их «грехи и прегрешения» все же становятся достоянием гласности: в 2004 году свыше 340 сотрудников отечественной ГИБДД совершили дисциплинарные проступки в состоянии изрядного подпития, причем половина из них были при исполнении. Пятьдесят инспекторов Госавтоинспекции попали в аварии, будучи подшофе, а девять из них умудрились набедокурить в служебное время на патрульном автомобиле.
Если говорить о дисциплине работников ГИБДД в целом, то каждое шестое преступление, совершенное в ушедшем году сотрудниками МВД, пришлось на долю «торговцев полосатыми палками». При этом, по признанию генералов силового ведомства, свыше 90 процентов преступлений и правонарушений, совершенных личным составом в 2004 году, остались «за кадром».
Наверное, памятуя о позорящей честь мундира статистике прошлого года, главные милиционеры страны решили облагородить свои структуры, избавившись от «лишних» людей. В рамках спецоперации «Сотрудник» «чистильщики» проверяют автомобили с синими номерами и товарищей, сидящих в них. Увы, но довольно распространенная практика, когда гаишники после смены используют служебный транспорт в личных целях (например, чтобы помахать «полосатиком» на соседней территории или отвезти любимую тещу на фазенду). На таких нарушителей составляются протоколы, после чего в отделе кадров решается вопрос — уволить гаишника или досрочно вручить ему генеральские лампасы.
Во время проведения спецоперации судьбы нарушителей ПДД в форме будут очень схожи с историей жизни обычных российских водителей: рулишь «под мухой» или выехал на встречную полосу — лишение «прав», проехал на «красный» — поход в Сбербанк... Ну а если сотрудник по собственной глупости угодит в автокатастрофу, то это грозит ему неминуемым увольнением. Правда, задним числом. Не удивляйтесь, это довольно распространенная в милиции практика: когда служивый «наломает дров», его руководство, дабы не портить генералам и без того подмоченную статистику (а заодно и репутацию), увольняет из органов задним числом.
Также к милицейским шалостям можно отнести несоответствие патрульного автомобиля ведомственным приказам и ПДД. К примеру, корреспондент «МКмобиля» неоднократно наблюдал, как по Юго-Восточному округу курсирует серебристая «десятка» отдельного батальона ДПС с надписью на борту «74». Однако на автомобиле отсутствуют госномера! За подобную наглость рядовых водителей доставляют в УВД, а затем штрафуют на 2500 рублей (или лишают «прав»). Но юго-восточным гаишникам отсутствие «жестянок» — не помеха для анонимного патрулирования улиц.
...Но не стоит особо рассчитывать на результативность операции «Сотрудник» — среди милицейских карателей достаточно мздоимцев, которые за цветастые бумажки готовы отпустить любые грехи своим проштрафившимся коллегам. Пожалуй, единственный способ навести порядок в силовом ведомстве — это заставить сотрудников правоохранительных органов после смены сдавать «ксивы» в дежурную часть (как нагрудные жетоны или табельный ПМ), ведь без охранной грамоты особо не понарушаешь. Кто-то возразит, мол, сотрудник милиции — он и после смены остается на боевом посту, ибо если увидит правонарушение, то непременно его пресечет. Но это из области фантастики — на такие отчаянные поступки способны только представители старой милицейской гвардии.
КСТАТИ
Герцог Глостерский, кузен английской Королевы Елизаветы II, до поры до времени занимал должность президента организации, пропагандирующей безопасное вождение (что-то типа нашей ГАИ). Однако с позором был освобожден от высокого поста за то, что на участке дороги с разрешенной максимальной скоростью 60 километров в час разогнался до 70. Английские полицаи за наплевательство герцога на закон лишили его водительских «прав» на полгода.